«Отложенные решения — это прямой путь к эмоциональному выгоранию». 6 рабочих принципов СЕО YouScan

Kate

Administrator
Команда форума
[Об авторе: Алексей Орап — CEO и основатель компании YouScan, SaaS-системы мониторинга социальных медиа. C 2008 по 2009 работал директором по развитию Яндекс.Украина, ранее занимался продажами и техническим консалтингом в компаниях Nortel, Alcatel-Lucent. Автор блога про SaaS-бизнес — SaaSDojo.com и канала про возобновляемую энергетику CleanTech News]

Статьи в популярных околотехнологических медиа с названиями «Семь принципов Марка Цукерберга» или «Законы успеха Илона Маска» — это мой «любимый» жанр. Увидев их, я сразу закрываю браузер! Тем не менее в жизни каждого человека наступает момент, когда возникает желание как минимум сформулировать для себя принципы, которыми руководствуешься в работе и жизни, а как максимум поделиться ими с окружающими :) Пришла и моя очередь!

Пожалуй, я еще не настолько мудр, чтобы излагать всеобъемлющие «принципы жизни», как Клейтон Кристенсен, Рэй Далио, Джордан Питерсон или Стивен Кови в своих популярных книгах (которые я, кстати, весьма рекомендую). Поэтому в этой статье расскажу о принципах, которые я использую в работе и бизнесе.

Многие из них в той или иной степени интегрированы в корпоративную культуру YouScan, которая давно помогает нам успешно развиваться.

Итак, вот список моих основных принципов для работы и бизнеса.

1. Доверие​

Если разобраться, то с доверием все предельно рационально. В этом вопросе не так много идеализма, как может показаться. Необходимость проявлять доверие базируется на собственной оценке соотношения затраченных усилий и получаемых выгод (другими словами, cost/benefit analysis).

Количество людей, которые целенаправленно стремятся «зачитить» вас, совсем невелико. Не исключено, что оно даже стремится к нулю. Конечно, в первую очередь я имею в виду людей, с которыми вы развиваете осмысленные отношения — сотрудников, коллег, клиентов, партнеров по бизнесу и так далее.

Доверие позволяет снизить транзакционные издержки — сократить время и усилия, необходимые для контроля того или иного процесса. Оно вызывает взаимность: другая сторона, чувствуя ваше доверие, будет в свою очередь проявлять больше доверия к вам, а также ощущать большую ответственность.

В итоге выигрывают все. Скорее всего, проявив доверие и отказавшись от излишнего контроля, вы получите тот же (или даже лучший) результат, при этом сократите усилия на его достижение. Поэтому я почти всегда стараюсь доверять своим сотрудникам и бизнес-партнерам. «Проколы» иногда случаются (нет правил без исключений), но, по моему опыту, игра стоит свеч.

Простой пример: одним из первых неформальных правил культуры YouScan стало полное отсутствие учета отпусков. В первые годы после запуска стартапа у меня просто-напросто не было времени и желания отмечать где-то дни, которые сотрудники отсутствуют на работе, анализировать или контролировать это. Через некоторое время из неформального принципа это переросло в нашу официальную unlimited vacation policy. Каждый сотрудник может взять время на отдых тогда и столько, сколько ему необходимо, чтобы вернуться на работу отдохнувшим и продуктивным. Благодаря доверию и взаимной ответственности в команде не было еще ни одного случая неадекватного использования этой возможности.

2. Честность​

Комплексный, но очень важный принцип. Вкратце, его можно сформулировать как «не обманывать». Здесь, помимо того, что «обманывать плохо» (это правда), все также рационально: обманывая, вы часто получаете краткосрочно выгодный результат, но создаёте долгосрочные репутационные, а иногда даже юридические, риски.

Были ли у меня ситуации, когда приходилось нарушать этот принцип? К сожалению, да — буквально несколько раз и в не слишком критичных вопросах. Но я до сих пор сожалею о тех случаях и понимаю, что сейчас бы повел себя по-другому. Эти ситуации подтвердили уверенность в том, что вести себя максимально честно в бизнесе — абсолютно правильная стратегия.

3. Не откладывать сложные решения и разговоры​

pr-1_QFp85dk.jpg
Иллюстрации Каталины Маевской

Этому принципу на практике меня научил опыт ведения собственного бизнеса. Когда вы строите компанию, сложные решения будут встречаться каждый день: во взаимоотношениях с партнерами, клиентами и инвесторами, с сотрудниками компании. И в тысячах других вопросов.

Часто от их количества и сложности наступает перегрузка и соблазн отложить решения «на потом». Иногда действительно есть смысл дать интуиции переварить информацию, чтобы она подвела к правильному ответу через некоторое время.

Однако, по моему опыту, чем раньше примите решение, тем легче вам будет, даже если оно окажется в итоге неправильным. Нет ничего хуже, чем груз непринятых решений, который накапливается. Отложенные решения — это прямой путь к эмоциональному выгоранию.

Чувствуете, что надо расстаться с сотрудником, который уже давно не тянет, несмотря на все ваши усилия исправить ситуацию, но при этом эпизодически подает признаки надежды? Сделайте это прямо завтра. Вы и так уже опоздали с решением на несколько месяцев (у меня было такое не раз). Вы нафакапили, и клиент требует компенсацию, не пытаясь вникнуть в причины произошедшего и дать вам шанс исправиться? Дайте ему эту %$#X* компенсацию либо расторгните договор. Но сделайте что-то уже сегодня. Вас ждет не слишком приятный разговор с бизнес-партнёром об ответственности в команде? Лучше поговорить сейчас, чем отложить еще на неделю.

Часто правильного решения просто нет, сколько бы вы не взвешивали все «за» и «против». Парадокс в том, что это особенно относится к сложным и неприятным вопросам (иначе они не были бы сложными!). Узнать, что было правильно, а что нет, вы можете, только сделав что-то.

Связанный с этим момент: я выбрал для себя подход быть максимально прямолинейным в том, как давать обратную связь на работе. Нет ничего хуже хождений вокруг да около и разговоров, которые ни к чему не приводят. Это — потерянное время и потраченные зря эмоции.

Время — самый ценный ресурс, не тратьте его впустую. Будьте честными в том, как видите ситуацию, и говорите обо всём открыто. Даже если такие разговоры неприятны всем участникам, включая вас, они позволяют быстро идентифицировать проблему, решить её и двинуться дальше. Обычно это идёт всем на пользу. И после таких сложных обсуждений люди чувствуют облегчение и энтузиазм от того, что решения приняты, и можно продолжать работать.

4. Стараться понять мотивацию​

Много раз я оказывался в ситуации, когда ошибочно судил о поведении людей, не понимая до конца его причины. Пытаться понять — на практике один из самых сложных для меня навыков, но он очень важен.

Гораздо проще сложить мнение о причинах происходящего быстро, не копая вглубь, особенно если это мнение базируется на сформировавшихся стереотипах о человеке и его мотивации. Это не значит, что ваши представления и стереотипы всегда ошибочны, но нередко это так и есть.

Поэтому я целенаправленно работаю над тем, чтобы глубже вникать в причины того или иного поведения людей и пытаться лучше понять собеседника.

Вот еще почему важно учиться не только слушать, но и слышать. Вникая в причины того, почему люди видят вещи определенным образом (отличным от вашего) или принимают те или иные решения, вы обогащаете себя новой информацией. Она же может помочь принимать правильные решения в дальнейшем. Подробней об этом рекомендую почитать в книге «Принципы» Рэя Далио (первая часть — Life Principles).

5. Дела значат больше, чем слова​

pr-2_uzZDsEF.jpg


За свою многолетнюю карьеру я много раз встречал людей — от предпринимателей до топ-менеджеров корпораций, которые красноречиво рассказывают о своих достижениях, фонтанируют новыми идеями и предложениями.

Но если копнуть глубже, оказывается, что они не довели ничего до конца, не создали почти ничего ценного. И на самом деле не добились того, о чем так красиво рассказывают. Рано или поздно это становится понятно окружающим, и такому человеку приходится уходить из команды, чтобы рассказывать о своих достижениях где-то еще.

Поэтому я больше ценю сделанное, чем сказанное, в себе и в остальных.

6. Движение вперед с помощью проб и ошибок​

Когда я запускал свой первый бизнес в далеком 2004 году, первое, что мы с партнером сделали, — сели за написание бизнес-плана. Мы потратили на это примерно пол года. Конечно же, почти никакие из предположений и расчетов, заложенных в этот бизнес-план, в дальнейшем не оправдались.

Когда в 2009 году я запускал YouScan, история частично повторилась: для привлечения seed-инвестиции от венчурного фонда нам с кофаундерами пришлось писать объемный бизнес-план. По крайней мере, на тот момент уже был опыт, это заняло меньше времени. Инвестицию мы в итоге привлекли, но большинство гипотез, изложенных в бизнес-плане, также не выдержали столкновения с реальностью.

Эти и многие другие случаи бесполезного планирования, помимо аллергии на бизнес-планы, научили меня тому, что лучше двигаться вперёд малыми шагами, делая предположения и совершая ошибки, чем пытаться тщательно спланировать всё заранее.

Позже я познакомился с концепцией Lean Startup, а разнообразные Agile-подходы стали мейнстримом. Однако я по-прежнему вижу, что на практике все часто выглядит по-старому. Когда люди сталкиваются с необходимостью планирования в условиях неопределенности, они продолжают попытки составить всеобъемлющий и детальный план действий или проекта. Безусловно, это полностью оправдано, если вы строите АЭС или проектируете новый кардиостимулятор. Но, скорее всего, вы занимаетесь чем-то другим.

pr-3-1.jpg


Вот один из свежих примеров того, как применяю этот подход на практике. В данный момент мы обсуждаем технологическое партнерство с одним крупным игроком на интернет-рынке. Наши ИИ-технологии анализа текстов и изображений могут дать в сфере их бизнеса большую ценность. Есть целый ряд направлений, в которых можно работать вместе.

Варианты:

А. Спланировать наше сотрудничество по всем направлениям и составить детальный план действий.

Б. Выбрать небольшой проект и попробовать реализовать его без излишней формализации.

Я однозначно выберу второй. Он позволит нам быстро понять как технологическое, так и культурное соответствие команд, и в случае неуспеха избежать ненужных трат времени на попытки построить масштабное сотрудничество.

В заключение​

То, что я считаю эти принципы правильными, не значит, что они подходят и вам. Думайте и решайте сами, какие принципы правильные для вас.

Кроме того, я прекрасно понимаю, что любой из описанных принципов иногда дает сбой. В некоторых ситуациях краткосрочный результат может быть более оптимальным, если применить подход, противоположный описанному выше. Тем не менее долгосрочные результаты во многом зависят от того, насколько последовательно вы используете собственные принципы, а это самое главное.

Также наличие принципов позволяет упростить принятие решений — как в сложных, так и в обыденных ситуациях, с которыми сталкиваетесь изо дня в день. И это тоже важная причина для того, чтобы задуматься и сформулировать собственные. Мне будет интересно узнать, какие они.

 
Сверху