Исторические исходные коды, с которыми должен быть знаком каждый разработчик

Kate

Administrator
Команда форума
На основе этих «исторических» исходников построены многие современные компьютерные технологии.

c4d30cc80960f0bb8829149ecd79a8f9.png

Как и любая другая индустрия, сфера компьютерных технологий прошла внушительный путь развития. Благодаря упорной работе программистов прошлого сегодня мы пользуемся высококлассными компьютерами, высококачественными современными графическими интерфейсами, дружелюбными языками программирования и футуристическими веб‑приложениями в реальном времени. Изучение истории приносит удовольствие — весьма интересно наблюдать за поступательным развитием технологий с течением времени. Только подумайте, скольких трудов стоило создать современный самолет — люди прошли огромный путь от одной лишь идеи полета до настоящих летательных аппаратов. Точно так же компьютеры прошли путь от дорогостоящих машин размером с целую комнату до современных и (относительно) недорогих устройств общего назначения.

В свободное время я часто изучаю исходники, доступные в Интернете. Некоторые кодовые базы включают исходные коды популярных современных программных модулей. Кроме того, я нашел несколько впечатляющих архивных хранилищ, которые больше не ведутся как полноценные проекты, но все еще существуют, дабы остаться в памяти следующих поколений как памятники истории информатики.

В этой статье я расскажу о нескольких исторических исходниках, которые способствовали развитию информационных технологий в целом. Мы сможем познакомиться с ними, изучить их и понять, как каждый из этих проектов повлиял на современную компьютерную экосистему и сделал нашу жизнь лучше!

Демонстрационный исходный код проекта World Wide Web (WWW)​

Проект WWW предлагает способ обмена информацией через сетевые протоколы, например, через HTTP. В 1989 году Тим Бернерс‑Ли продемонстрировал первую рабочую версию WWW при помощи совершенно новых веб‑браузера и сервера. Тим написал первый веб‑браузер Nexus на языках C и Objective‑C с использованием стандартной библиотеки C и библиотеки графического интерфейса AppKit в ОС NeXTSTEP. Исходный код браузера Nexus можно найти в этом репозитории GitHub. Посмотрите на первую реализацию парсера HTML:

Парсер веб-браузера Nexus обрабатывает HTML anchor (см. источник), скриншот автора.

Парсер веб-браузера Nexus обрабатывает HTML anchor (см. источник), скриншот автора.
Теперь в нашем распоряжении есть множество полнофункциональных реализаций веб-сервера HTTP — вы даже можете создать свой собственный HTTP-сервер, используя любимый язык программирования. Каков же был первый веб-сервер? Тим Бернерс-Ли продемонстрировал самую раннюю версию WWW с помощью веб-сервера CERN httpd. Исходный код CERN httpd можно найти в этом репозитории.

Протокол HTTP родился благодаря проекту CERN httpd. Сервер генерирует HTTP-заголовки следующим образом:

CERN httpd реализует начальную спецификацию HTTP, скриншот автора

CERN httpd реализует начальную спецификацию HTTP, скриншот автора

Исходный код одного из первых компиляторов языка C​

Компьютер — это электронное устройство, способное понимать только заранее определенный набор атомарных инструкций, известный как ISA Assembly. Несмотря на то, что программисты прошлого составляли ранние компьютерные программы (например, POP II) на языке Ассемблера, написание такого кода отнимает массу времени. Позднее было введено понятие компилятора и разработаны дружественные человеку языки программирования.

C — один из самых известных компилируемых языков программирования. Мы до сих пор пользуемся C для создания разнообразных программных систем. C, несомненно, является основополагающим языком — почти все базовые компоненты компьютерных экосистем были созданы на нем, так что современные языки программирования вряд ли когда‑нибудь вытеснят C, разве что кто‑то перепишет всю новейшую компьютерную историю на другом языке.

Все знают, что исходники компилятора GNU C можно найти в этом репозитории GitHub, но где лежит самая первая реализация компилятора C? В этом репозитории хранится самый ранний исходник компилятора. Данный компилятор написан не на языке B, а представляет из себя самокомпилирующийся компилятор, написанный на языке C:

Функция main исходного кода компилятора, скриншот автора

Функция main исходного кода компилятора, скриншот автора

Снимки исходного кода ранних проектов Unix​

Безусловно, Unix является прародителем всех Unix‑подобных и основанных на Unix операционных систем. Популярные ОС Apple используют Darwin‑XNU. В ядро Darwin включены реализации BSD, взятые из оригинального кода Unix. В свою очередь, Unix‑подобные системы, такие как Linux и Minix, созданы на основе базовых концепций Unix.

Репозиторий unix‑history‑repo GitHub позволяет просматривать фрагменты исходного кода Unix на различных исторических этапах через Git‑ветви. Например, можно ознакомиться с исходным кодом самой ранней версии Unix следующим образом:

Просмотр исходного кода исследовательского проекта Unix, авторская запись экрана

Просмотр исходного кода исследовательского проекта Unix, авторская запись экрана
Как вы можете видеть, кодовые базы ранних версий Unix состоят из исходных файлов ассемблера PDP-7, но в версии Unix 4 можно найти файлы на языке C. Автор этого хранилища сгенерировал на базе Git историю развития Unix на основе проекта unix‑history‑make.

Мне очень приятно видеть вклад пионеров компьютерных наук в виде Git‑коммитов на GitHub. Например, посмотрите, как на следующем скриншоте указывается, будто GitHub существовал в 1970 году — даже несмотря на то, что это неправда:

История развития Unix в виде коммитов Git, скриншот автора

История развития Unix в виде коммитов Git, скриншот автора
Можно даже визуализировать эти коммиты с помощью Gource! (Недавно я создал это видео с помощью Gource).

Первый релиз Linux (v0.01)​

Линус Торвальдс создал ядро Linux как свободную и открытую альтернативу операционным системам Unix и Minix. Исходный код Linux можно найти в официальном открытом репозитории на GitHub, но его история начинается с версии 2.6. Первая версия ядра Linux называлась 0.01. Исторические исходные тексты Linux 0.01 можно найти в этом репозитории GitHub.

Несмотря на то, что современная кодовая база Linux кажется сложной для понимания, кодовая база этой версии легко читается, поскольку в ней относительно мало исходных файлов, и она поддерживает только процессоры i386. Посмотрите на минималистичную функцию main в Linux v0.01:

Функция main ядра Linux v0.01, скриншот автора

Функция main ядра Linux v0.01, скриншот автора
Вначале разработка ядра Linux была всего лишь хобби-проектом Торвальдса, однако теперь миллионы облачных серверов, мобильных и встраиваемых устройств используют ядро Linux в качестве базовой платформы! Даже автомобильные компании используют форки ядра Linux (например, Tesla).

Первый движок JavaScript (Mocha)​

После создания WWW люди начали публиковать общедоступные веб‑страницы со статическим содержимым и гиперссылками в рамках концепции Web 1.0. Кроме того, началась активная разработка веб‑браузеров. В одной из версий браузера Netscape Navigator появился новый скриптовый язык, исполняемый на стороне клиента, он позволял придать статичным веб‑страницам динамичность. В первой редакции этот скриптовый язык был известен как LiveScript, но позже автор проекта Брендан Эйх и компания Netscape изменили его название на JavaScript.

Популярные веб‑браузеры поддерживают использование современных API, таких как WebSockets, WebGL, DOM и WebRTC, благодаря существованию JavaScript. JavaScript работает как промежуточный слой между браузером и веб‑страницей и предоставляет разработчикам удобный инструмент доступа к веб‑интерфейсам. Он также помогает программистам снизить нагрузку на сервер, используя для некоторых задач вычислительные мощности клиента.

Репозиторий mocha1995 на GitHub позволяет экспериментировать с первым движком JavaScript в браузере посредством Emscripten. В отличие от сложных исходных кодов современных JavaScript‑движков, исходный код движка Mocha очень прост для понимания.

Посмотрите, как в нем реализована встроенная функция Math.random:

Реализация встроенной функции Math.random в Mocha, скриншот автора

Реализация встроенной функции Math.random в Mocha, скриншот автора

Заключение​

Технологии развиваются ежедневно — популярные проекты устаревают и уступают место чему‑то новому. Но крайне важно понимать, что мы изобретаем что‑то новое и делаем свою жизнь лучше только благодаря упорному труду программистов прошлого. Поэтому мы обязаны бережно хранить их потрясающие разработки и позволять грядущим поколениям изучать их. Возможно, через сотни лет новые разработчики смогут использовать то, что подарили нам программисты прошлого, например, язык C, архитектуру Unix, протокол HTTP и многое, многое другое.

Когда вы начинаете изучать новый язык программирования, библиотеку или фреймворк, уделите внимание изучению его внутренних компонентов, истории и зависимостям, тогда вы станете намного лучше разбираться в этой технологии.

 
Сверху