Пожалуй, многих хотя бы раз посещала мысль поделиться своим опытом. Помочь коллегам и подрастающему поколению собранными граблями, изложить сообществу любопытные (а может и поворотные, как знать!) идеи, оставить что-то «после».
Для тех, кто хочет узнать, как работает книжное дело сейчас, выкладывать ли онлайн самому или сотрудничать с издательством, сколько получают авторы, как попасть на полки Буквоеда, Читай-города, в главные интернет-магазины, и все ли решают лайки — прошу.
Для начала: спасибо всем, кто поддержал. С тех пор книга прошла путь от бесплатного самиздата до книжных магазинов, заинтересовав крупные издательства. Забавное стечение обстоятельств и айтишное упорство привели к созданию новой дополненной версии уже от Эксмо/Бомбора.
А теперь к делу.
Уверена, у многих случались события, достойные книг. Так, где и как простому айтишнику опубликовать свою книгу?
Конечно, еще третий — полная самодеятельность. Можно разместить, например, в соцсетях, на своем сайте или Гитхабе. Но если хочется пойти дальше, чем бесплатная электронная версия: получить физическую печатную книгу, продавать на популярных маркетплейсах или, зайдя в ближайший книжный, видеть ее на полках, то… по мне для простого работающего айтишника продираться на своем велосипеде получается долго или дорого либо долго и дорого Честно попытавшись осознать масштаб полной независимости: отсмотрев десятки портфолио, найти фриланс-художников обложки, корректоров, верстальщиков, договориться с типографиями, затем разбираться с выкладкой в каждый магазин и налоговой, — остановилась на готовых площадках самиздата или сотрудничестве с издательствами.
+ свобода: можно обойтись без договоров с исключительными лицензиями, сохранить все права на распространение за собой. Печатать, раздавать сколько хотите;
+ название книги, дизайн обложки — на ваш вкус. Никаких сюрпризов от издательства;
+ никакой редактуры, искажающей ваш авторский текст;
+ услуги печати по требованию (print-on-demand) на основных площадках самиздата: при размещении через них в магазинах (Ozon, My-shop, Москва, Буквоед и др.) книга печатается при поступлении заказа. А значит можно продавать и печатные версии, нет перебоев с отсутствием тиражей, нет затрат автора на их подготовку и отправку в магазины или покупателям;
- денежные затраты: оплата художников/дизайнеров, верстальщиков, корректоров, печать тиражей за свой счет, а затем и реклама;
- временные затраты: поиск вышеупомянутых специалистов книжного дела и формулирования ТЗ, или выбор издательских сервисов и самостоятельная верстка в них, общение с поддержкой;
- сложность попадания в сетевые «серьезные» книжные офлайн-магазины;
- ограниченность каналов продвижения и маркетингового роста простым разработчиком. Без серьезных денежных вливаний (блогеры, каналы, выставки и др. реклама) спрос затухает.
+ все делается издательством за их счет;
+ профессионализм и опыт. Знают, как сделать лучше и продать (крутые обложки, цепляющие названия,...);
+ заинтересованность в успехе. Продажи и популярность вашей книги — их прибыль. Точка же монетизации самиздатов, например, Ридеро, скорее смещена в сторону денег с вас (подписки, платные выставки, недешевая оплата корректуры, тиражей и проч.), а не с потенциальных читателей;
+ масштаб — больше печатные тиражи (~2000-3000 экз. на старте), больше крупных магазинов;
+ солидность: сотрудничество в классическом книжном флоу вызывает вау-эффект, добавляет веса и серьезности;
+ больше каналов продвижения, специальные маркетинговые отделы;
+ как следствие проще попасть на полки книжных, в т.ч. офлайн, получить классический книжный путь.
- человеческий фактор: редактор, издательство могут не оказаться на одной волне с вами. Вы можете не разделять их решения, включая названия, текст и обложки по вашему детищу, и будете иметь низкий вес вплоть до невозможности повлиять на их выбор;
- получаете, как правило, меньший процент роялти (авторских отчислений);
- ограничены в своих правах с книгой: получаете несколько напечатанных экземпляров или вынуждены заказывать на их условиях, связаны договором, неустойками за самостоятельное распространение и иные действия.
В случае с издательствами есть еще вариант сотрудничества на платной основе — нечто среднее между первым самиздатным и вторым классическим вариантом. Вы становитесь свободны в своём слове — выпустить, что написали, а не что считают продаваемым редакторы, — но и суммы некомфортно вырастают для простого айтишника, обретая лишние нули.
+ больше услуг. Заказать художнику свою обложку, перевод, аудиоверсию, отправку в офлайн-магазины или выкладку в аэропортах;
+ список магазинов релевантнее под IT-аудиторию (например, продажа печатной версии print-on-demand в Ozon, а не в My-shop как на ЛитРес);
+ оперативная поддержка;
- зависимость от посредничества и подсаживание на платные услуги. Например, скачать 1 раз сверстанную книгу в pdf — 250 руб., fb2 — еще 250 руб., для безлимита — покупать подписку в 1000-1500 руб./мес. Поправить аннотацию в магазинах — 2 мес. ожидания или доплата;
- меньшая прозрачность. Статистика скудная — число покупок, поступает на 1-1.5 мес. позже. Оценить эффективность рекламных компаний — затруднительно. Статистика, полученная из альтернативных источников вызывала подозрения в занижение цифр продаж и причитающегося автору дохода соответственно;
Отступление про бестселлеры в Ozon:
Однажды, зайдя на страницу своей книги в Ozon, я увидела на ней метку «бестселлер». Предвкусила масштабы продаж Дарьи Донцовой. Дождавшись следующего месяца, получила статистику от Ridero — 2 продажи. На вопрос в Ozon, а по какой логике книги получают метку «бестселлер», получила политкорректный ответ — как товары, наиболее популярные и продаваемые среди остальных. Уточнения, сколько нужно продаж и как определяются товары сравнения, остались без ответа. Так что стать бестселлером не сложно и за 1-2 книги (правда, ненадолго — метка пропала через день-два), либо же, реальные продажи были чуть больше. Но к бестселлерам в Ozon стала относиться настороженнее.
- нет детальной настройки под каждый магазин. Общее описание и аннотация ограничены минимальной длиной на одной из площадок, и не позволяют указывать доп. данные, теги, жанры по каждому онлайн-магазину отдельно. Как следствие: в какие категории разместить в конкретном магазине выбирается самостоятельно поддержкой.
+ больший контроль за отображение книги на ЛитРес;
- сырость, на момент выбора не удалось загрузить, говорящих ошибок не было;
- свой дизайн обложки возможен только для лицевой стороны;
- только дефолтная верстка книги. Сделать на свой вкус более стильную по шрифтам и отступам (боль фронтендера!) верстку для печатной книги нельзя;
- медленнее поддержка;
- меньше привлекательных целевой айтишной аудитории каналов продажи. Например, нет Amаzon, нет продаж печатной версии на Ozon, Aliexpress;
- нет управления списком площадок для публикации книги: нельзя выбрать куда публиковать (и, вероятно, откуда удалять при желании потом), видимо кроме как во все текущие партнеры.
Традиционных книжных издательств гораздо больше, и их спектр зависит от тематики вашей книги.
Изучив сайты МИФа, Эксмо/Бомборы, Альпины, Питера, ДМК-Пресса и прочих основных и не очень игроков книжного рынка, сроки рассмотрения, % одобрений, процессы, включая в том же МИФе требования дописывания глав «под заказ» редакторов по потребностям аудитории, прочие условия и веющее от них пренебрежительное и бесправное отношение к авторам — поняла, что пока хочу сохранить свободу.
Уверенность в правильном выборе позже подкрепило происходящее с книгой знакомого, выбравшего договорной путь с крупным издательством: установленное декларативно название, презентовать которое, мне, возможно, было бы неловко, обложка на вкус редакторов, отсутствие печатной версии в договоре и переворачивающие смысл ошибки редактуры.
В то же время хотелось попасть в крупные сетевые книжные офлайн магазины вроде Читай-Город и Буквоед. Просто был такой пунктик Как метрика серьезности результата, качества контента и легкий вызов себе — не каждое написанное в сети оказывается на полках классических книжных. И главное, как еще один сложнодоступный «своим ходом» канал распространения: чтобы студенты и начинающие могли зайти, увидеть и купить. Ведь главное для автора, чтобы его книги читали и использовали себе во благо как можно большее число людей.
А посему убедилась, что выбранная площадка самиздата прав на самостоятельное распространение меня не лишает (т.е. готова принять от меня и неисключительную лицензию) и позволяет безболезненно расстаться, перейдя на сотрудничество с издательством. Хотя существуют и варианты с исключительной лицензией (т.е. передачей всех прав на распространение только им) и большими роялти.
С другой стороны, заранее уточнила у интересующих «серьезных» издательств:
Почти все ответившие рассмотреть были готовы. Только БХВ сразу предупредил, что как правило не рассматривает открыто размещенные, и работает только по исключительным лицензиям. Но если книга выкладывалась для продажи/печаталась малым тиражом, и права у других площадок на книгу закончились, — то возможно.
С правами позиция у всех была примерно одна: «решается индивидуально предлагаемым договором в случае интереса к рукописи». Питер сразу честно оговорил, что вариации возможны в части электронной, а печатная остается в распространении за ними, но все же стандарт — исключительная на обе версии. Очевидно, что издательствам невыгодно снижать себе прибыль, оставляя права неизвестным конкурентам.
Из привилегий же самостоятельного распространения, автор может выкупить любое экземпляров со скидкой (например, в БХВ), либо их ограниченное количество, либо даже получить несколько авторских экземпляров бесплатно (например, до 10 в Бомборе), или заказать тираж по льготным ценам.
Небольшая правовая ремарка
Исключительная лицензия, в том числе, предполагает, что размещенная ранее книга должна быть убрана, не остаться нигде в продаже и в печатном виде. Важно следить, чтобы ваши заключаемые до начала сотрудничества с издательством договоры: с самиздатом, типографиями, магазинами и др. — позволяли во время «отсечь концы».
К слову, несмотря на положительные ответы по первому пункту, на практике, субъективно, выкладка в сеть снизила шансы.
В ответ на присланную рукопись, руководитель отдела компьютерной литературы БХВ, отреагировал в ключе «зачем выложили, как нам на этом теперь заработать?» В целом резко и не очень дружелюбно (хотя местами по рыночному справедливо) прокомментировал присланные вводные, а затем сразу перешел к делу. Мол, хотят одну книгу выпустить, как бы им ее назвать, какие технологии вынести на обложку, что сейчас популярно во фронтенде. С лихой овцы хоть шерсти клок Естественно, после получения бесплатной консультации, инициативы по связи о моей книге не последовало. Интереса ради, я поинтересовалась сама позже, получив ответ о готовности сотрудничества только за деньги автора.
А еще, забегая вперед, не каждое предложение о сотрудничестве даже за счет издательства сейчас ведет к созданию бумажной версии и заветным полкам сетевых книжным. Все больше авторам рассылаются (вплоть до автоответов) письма счастья о готовности выпустить их произведение... Окрыленные признанием крупного издательства, будущие Джоан Роулинги спешат принять условия и перейти к изданию бестселлера. Однако договоры предполагают, как правило, закидывание электронной книги на ЛитРес и партнеров, что почти ничего не стоит издательству. В лучшем случае обещается аудио, а печатная — если «пойдут продажи электронной», что почти всегда рано никогда. Итого, вы просто дарите пассивный доход, лишая себя прав, шансов издаться на бумаге с другими серьезными игроками и большего роялти, размести вы книгу сами. Но об этом и прочих тонкостях работы с издательствами в следующих частях.
Текущий итог: выбор самиздата (Ридеро) для выпуска авторской версии с гарантией себе существования книги в бумаге и цель на сотрудничество с издательствами для попадания на полки книжных и большей популяризации.
Для тех, кто хочет узнать, как работает книжное дело сейчас, выкладывать ли онлайн самому или сотрудничать с издательством, сколько получают авторы, как попасть на полки Буквоеда, Читай-города, в главные интернет-магазины, и все ли решают лайки — прошу.
Для начала: спасибо всем, кто поддержал. С тех пор книга прошла путь от бесплатного самиздата до книжных магазинов, заинтересовав крупные издательства. Забавное стечение обстоятельств и айтишное упорство привели к созданию новой дополненной версии уже от Эксмо/Бомбора.
А теперь к делу.
Уверена, у многих случались события, достойные книг. Так, где и как простому айтишнику опубликовать свою книгу?
Часть 1. Куда податься с книгой
Есть два пути: площадки самиздата и традиционные книжные издательства.Конечно, еще третий — полная самодеятельность. Можно разместить, например, в соцсетях, на своем сайте или Гитхабе. Но если хочется пойти дальше, чем бесплатная электронная версия: получить физическую печатную книгу, продавать на популярных маркетплейсах или, зайдя в ближайший книжный, видеть ее на полках, то… по мне для простого работающего айтишника продираться на своем велосипеде получается долго или дорого либо долго и дорого Честно попытавшись осознать масштаб полной независимости: отсмотрев десятки портфолио, найти фриланс-художников обложки, корректоров, верстальщиков, договориться с типографиями, затем разбираться с выкладкой в каждый магазин и налоговой, — остановилась на готовых площадках самиздата или сотрудничестве с издательствами.
Плюсы и минусы первого варианта — самиздата
+ быстрый результат: не нужно ждать рассмотрения до нескольких месяцев издательствами. При том, что риск отказа высок, а пол года ожидания в IT — губительны для актуальности ваших материалов;+ свобода: можно обойтись без договоров с исключительными лицензиями, сохранить все права на распространение за собой. Печатать, раздавать сколько хотите;
+ название книги, дизайн обложки — на ваш вкус. Никаких сюрпризов от издательства;
+ никакой редактуры, искажающей ваш авторский текст;
+ услуги печати по требованию (print-on-demand) на основных площадках самиздата: при размещении через них в магазинах (Ozon, My-shop, Москва, Буквоед и др.) книга печатается при поступлении заказа. А значит можно продавать и печатные версии, нет перебоев с отсутствием тиражей, нет затрат автора на их подготовку и отправку в магазины или покупателям;
- денежные затраты: оплата художников/дизайнеров, верстальщиков, корректоров, печать тиражей за свой счет, а затем и реклама;
- временные затраты: поиск вышеупомянутых специалистов книжного дела и формулирования ТЗ, или выбор издательских сервисов и самостоятельная верстка в них, общение с поддержкой;
- сложность попадания в сетевые «серьезные» книжные офлайн-магазины;
- ограниченность каналов продвижения и маркетингового роста простым разработчиком. Без серьезных денежных вливаний (блогеры, каналы, выставки и др. реклама) спрос затухает.
Плюсы и минусы издательств*
*(в случае наиболее традиционного сотрудничества на бесплатной основе по договору исключительной лицензии):+ все делается издательством за их счет;
+ профессионализм и опыт. Знают, как сделать лучше и продать (крутые обложки, цепляющие названия,...);
+ заинтересованность в успехе. Продажи и популярность вашей книги — их прибыль. Точка же монетизации самиздатов, например, Ридеро, скорее смещена в сторону денег с вас (подписки, платные выставки, недешевая оплата корректуры, тиражей и проч.), а не с потенциальных читателей;
+ масштаб — больше печатные тиражи (~2000-3000 экз. на старте), больше крупных магазинов;
+ солидность: сотрудничество в классическом книжном флоу вызывает вау-эффект, добавляет веса и серьезности;
+ больше каналов продвижения, специальные маркетинговые отделы;
+ как следствие проще попасть на полки книжных, в т.ч. офлайн, получить классический книжный путь.
- человеческий фактор: редактор, издательство могут не оказаться на одной волне с вами. Вы можете не разделять их решения, включая названия, текст и обложки по вашему детищу, и будете иметь низкий вес вплоть до невозможности повлиять на их выбор;
- получаете, как правило, меньший процент роялти (авторских отчислений);
- ограничены в своих правах с книгой: получаете несколько напечатанных экземпляров или вынуждены заказывать на их условиях, связаны договором, неустойками за самостоятельное распространение и иные действия.
В случае с издательствами есть еще вариант сотрудничества на платной основе — нечто среднее между первым самиздатным и вторым классическим вариантом. Вы становитесь свободны в своём слове — выпустить, что написали, а не что считают продаваемым редакторы, — но и суммы некомфортно вырастают для простого айтишника, обретая лишние нули.
Площадки самиздата
Качественных площадок самиздата сейчас, пожалуй, две: Ридеро и ЛитРес: Самиздат. Обе предоставляют базовые услуги по верстке, корректуре, редактуре, написанию аннотаций, печати тиража, Там же есть услуги для потенциального роста вашей книги: удобно разместить в ряде магазинов и продавать, сделать аудио-версию, заказать продвижение вплоть до печати мерча или раздачи с автографом или заказа перевода на китайский и др.Плюсы и минусы Ридеро
+ меньше багов, приятнее интерфейс;+ больше услуг. Заказать художнику свою обложку, перевод, аудиоверсию, отправку в офлайн-магазины или выкладку в аэропортах;
+ список магазинов релевантнее под IT-аудиторию (например, продажа печатной версии print-on-demand в Ozon, а не в My-shop как на ЛитРес);
+ оперативная поддержка;
- зависимость от посредничества и подсаживание на платные услуги. Например, скачать 1 раз сверстанную книгу в pdf — 250 руб., fb2 — еще 250 руб., для безлимита — покупать подписку в 1000-1500 руб./мес. Поправить аннотацию в магазинах — 2 мес. ожидания или доплата;
- меньшая прозрачность. Статистика скудная — число покупок, поступает на 1-1.5 мес. позже. Оценить эффективность рекламных компаний — затруднительно. Статистика, полученная из альтернативных источников вызывала подозрения в занижение цифр продаж и причитающегося автору дохода соответственно;
Отступление про бестселлеры в Ozon:
Однажды, зайдя на страницу своей книги в Ozon, я увидела на ней метку «бестселлер». Предвкусила масштабы продаж Дарьи Донцовой. Дождавшись следующего месяца, получила статистику от Ridero — 2 продажи. На вопрос в Ozon, а по какой логике книги получают метку «бестселлер», получила политкорректный ответ — как товары, наиболее популярные и продаваемые среди остальных. Уточнения, сколько нужно продаж и как определяются товары сравнения, остались без ответа. Так что стать бестселлером не сложно и за 1-2 книги (правда, ненадолго — метка пропала через день-два), либо же, реальные продажи были чуть больше. Но к бестселлерам в Ozon стала относиться настороженнее.
- нет детальной настройки под каждый магазин. Общее описание и аннотация ограничены минимальной длиной на одной из площадок, и не позволяют указывать доп. данные, теги, жанры по каждому онлайн-магазину отдельно. Как следствие: в какие категории разместить в конкретном магазине выбирается самостоятельно поддержкой.
Плюсы и минусы ЛитРес: Самиздата
+ оперативная статистика без задержек в 1-2 мес. по самому ЛитРес-у, а это все же основная площадка электронных книг;+ больший контроль за отображение книги на ЛитРес;
- сырость, на момент выбора не удалось загрузить, говорящих ошибок не было;
- свой дизайн обложки возможен только для лицевой стороны;
- только дефолтная верстка книги. Сделать на свой вкус более стильную по шрифтам и отступам (боль фронтендера!) верстку для печатной книги нельзя;
- медленнее поддержка;
- меньше привлекательных целевой айтишной аудитории каналов продажи. Например, нет Amаzon, нет продаж печатной версии на Ozon, Aliexpress;
- нет управления списком площадок для публикации книги: нельзя выбрать куда публиковать (и, вероятно, откуда удалять при желании потом), видимо кроме как во все текущие партнеры.
Традиционных книжных издательств гораздо больше, и их спектр зависит от тематики вашей книги.
Мой путь на данном этапе
Мне как щепетильному айтишнику было важно выпустить в люди авторский текст, под исходным названием и нарисовать собственную придуманную обложку, без котов в мешке от издательств.Изучив сайты МИФа, Эксмо/Бомборы, Альпины, Питера, ДМК-Пресса и прочих основных и не очень игроков книжного рынка, сроки рассмотрения, % одобрений, процессы, включая в том же МИФе требования дописывания глав «под заказ» редакторов по потребностям аудитории, прочие условия и веющее от них пренебрежительное и бесправное отношение к авторам — поняла, что пока хочу сохранить свободу.
Уверенность в правильном выборе позже подкрепило происходящее с книгой знакомого, выбравшего договорной путь с крупным издательством: установленное декларативно название, презентовать которое, мне, возможно, было бы неловко, обложка на вкус редакторов, отсутствие печатной версии в договоре и переворачивающие смысл ошибки редактуры.
В то же время хотелось попасть в крупные сетевые книжные офлайн магазины вроде Читай-Город и Буквоед. Просто был такой пунктик Как метрика серьезности результата, качества контента и легкий вызов себе — не каждое написанное в сети оказывается на полках классических книжных. И главное, как еще один сложнодоступный «своим ходом» канал распространения: чтобы студенты и начинающие могли зайти, увидеть и купить. Ведь главное для автора, чтобы его книги читали и использовали себе во благо как можно большее число людей.
А посему убедилась, что выбранная площадка самиздата прав на самостоятельное распространение меня не лишает (т.е. готова принять от меня и неисключительную лицензию) и позволяет безболезненно расстаться, перейдя на сотрудничество с издательством. Хотя существуют и варианты с исключительной лицензией (т.е. передачей всех прав на распространение только им) и большими роялти.
С другой стороны, заранее уточнила у интересующих «серьезных» издательств:
- будут ли рассматривать рукопись, ранее открыто размещенную в сети?
- ранее опубликованную на ресурсах ЛитРес и аналогах для продажи?
- распечатанную за счет автора малым тиражом?
- смогу ли сохранить за собой права (и какие) на распространение (т.е. исключительная или неисключительная лицензия предполагается сотрудничеством)?
Почти все ответившие рассмотреть были готовы. Только БХВ сразу предупредил, что как правило не рассматривает открыто размещенные, и работает только по исключительным лицензиям. Но если книга выкладывалась для продажи/печаталась малым тиражом, и права у других площадок на книгу закончились, — то возможно.
С правами позиция у всех была примерно одна: «решается индивидуально предлагаемым договором в случае интереса к рукописи». Питер сразу честно оговорил, что вариации возможны в части электронной, а печатная остается в распространении за ними, но все же стандарт — исключительная на обе версии. Очевидно, что издательствам невыгодно снижать себе прибыль, оставляя права неизвестным конкурентам.
Из привилегий же самостоятельного распространения, автор может выкупить любое экземпляров со скидкой (например, в БХВ), либо их ограниченное количество, либо даже получить несколько авторских экземпляров бесплатно (например, до 10 в Бомборе), или заказать тираж по льготным ценам.
Небольшая правовая ремарка
Исключительная лицензия, в том числе, предполагает, что размещенная ранее книга должна быть убрана, не остаться нигде в продаже и в печатном виде. Важно следить, чтобы ваши заключаемые до начала сотрудничества с издательством договоры: с самиздатом, типографиями, магазинами и др. — позволяли во время «отсечь концы».
К слову, несмотря на положительные ответы по первому пункту, на практике, субъективно, выкладка в сеть снизила шансы.
В ответ на присланную рукопись, руководитель отдела компьютерной литературы БХВ, отреагировал в ключе «зачем выложили, как нам на этом теперь заработать?» В целом резко и не очень дружелюбно (хотя местами по рыночному справедливо) прокомментировал присланные вводные, а затем сразу перешел к делу. Мол, хотят одну книгу выпустить, как бы им ее назвать, какие технологии вынести на обложку, что сейчас популярно во фронтенде. С лихой овцы хоть шерсти клок Естественно, после получения бесплатной консультации, инициативы по связи о моей книге не последовало. Интереса ради, я поинтересовалась сама позже, получив ответ о готовности сотрудничества только за деньги автора.
А еще, забегая вперед, не каждое предложение о сотрудничестве даже за счет издательства сейчас ведет к созданию бумажной версии и заветным полкам сетевых книжным. Все больше авторам рассылаются (вплоть до автоответов) письма счастья о готовности выпустить их произведение... Окрыленные признанием крупного издательства, будущие Джоан Роулинги спешат принять условия и перейти к изданию бестселлера. Однако договоры предполагают, как правило, закидывание электронной книги на ЛитРес и партнеров, что почти ничего не стоит издательству. В лучшем случае обещается аудио, а печатная — если «пойдут продажи электронной», что почти всегда рано никогда. Итого, вы просто дарите пассивный доход, лишая себя прав, шансов издаться на бумаге с другими серьезными игроками и большего роялти, размести вы книгу сами. Но об этом и прочих тонкостях работы с издательствами в следующих частях.
Текущий итог: выбор самиздата (Ридеро) для выпуска авторской версии с гарантией себе существования книги в бумаге и цель на сотрудничество с издательствами для попадания на полки книжных и большей популяризации.
Как айтишнику издать свою книгу. Часть первая: куда податься
Пожалуй, многих хотя бы раз посещала мысль поделиться своим опытом. Помочь коллегам и подрастающему поколению собранными граблями, изложить сообществу любопытные (а может и поворотные, как знать!)...
habr.com