Как составить ТЗ, чтобы не пришлось икать?

Kate

Administrator
Команда форума
Техническое задание - если говорить простым языком, это перечень пожеланий заказчика, обернутый в более или менее понятную оболочку. Бывают случаи, когда клиент совсем не знает, что он хочет, но хочет. В этом случае, обычно, он высказывает общие пожелания в свободной форме - и далее отдаёт работу на усмотрение заказчика. А бывает наоборот - клиент отлично знает что он хочет, разбивает информацию на блоки, даёт ссылки на информацию для создания уникального текста, или на источники для его рерайта, чётко, или более или менее чётко определяет структуру и порядок блоков.

Рассмотрим оба варианта:

Пример №1: ТЗ в виде неструктурированного потока сознания

Я хочу продать собственную книгу по кулинарии! В ней я собрал авторские рецепты со всего мира и добавил собственные фишки! Хочу, чтобы клиенты заходили на сайт и понимали, какие-же классные там рецепты - и что они обязательно должно её купить/заказать. Вот тут все картинки из книги, а тут тексты. Сделайте, чтобы прям было очень красиво и сочно. Желательно в тёмной гамме.

_____________

Конечно, такой вариант ТЗ не оптимален. Из чётких пожеланий, здесь только пожелание по цветовой гамме. Однако, клиент не обязан знать что такое триггеры, как устроен ленд, что такое лид-формы, подогревающие блоки, закрывающие блоки и так далее.

В этом случае, проект делается на наше усмотрение. А клиент должен находится на связи и отвечать на возникающие вопросы. Ничего плохого в этом нет. Но если после его презентации клиент говорит: А я вообще не так хотел! То, нужно быть готовым к тому, что переделывать его бесплатно никто не будет. Потому что, как именно вы хотели - никто не знает.

Встречаем такие ответы мы редко. Прежде всего потому, что клиент видит прототип до стадии дизайна и согласовывает его, ну и просто потому, что мы не делаем плохие проекты. Однако, это нужно иметь ввиду.

Пример №2: Структурированное полноценное ТЗ

Требуется лендовая страница на 4-5 экранов. Продукт - книга с авторскими рецептами со всего мира. Особенность - все рецепты дополнены и улучшены личными фишками.

1-ый экран: красивый мокап обложки книги в половину экрана. Где-то рядом слоган и моя фотография. Большая кнопка заказать оформленная в виде грилля.

2-ой экран: пример трёх самых ярких блюд с кратким описанием и вкусовыми особенностями. 1-ое блюдо (картинка, текст) 2-ое блюда (картинка, текст), 3-е блюдо (картинка, текст)

3-ий экран: рассказать о том, что для приготовления большинства блюд не требуется сложные и дорогие ингридиенты, или сложная профессиональная кухонная техника. Всё можно приготовать дома, сходив в ближайший магазин. Показать это наиболее просто и коротко, с использованием иконок или другой визуализации.

4-ый экран: об авторе. вот небольшой текст обо мне (держите текст). Его можно дополнить моими фотографиями с путешествиями, где я общаюсь с разными шеф-поворами мира (держите фотографии).

5-ый экран: 2-3 фотографии из книги. И специальное предложение при покупке до сентября - скидка 20% в ресторан партнёрской сети. Кнопка заказать также, как в 1-ом экране.

Детали: в поп-апе, просьба разместить информацию, которая расскажет про детали доставки и получения книги. Дать возможность выбрать самовывоз или доставку (цена такая-то, цена такая-то). После этого человек переходит на страницу оплаты в банк.

Дополнительно: сайты, которые нравятся:

www.agaev.digital

www.сайт.ру

www.сайт2.ру

В оформлении желателен максимальный контраст, фиолетовая или синяя гамма цветов.

______________________________________________________

Это простой и максимально сокращенный пример структурированного ТЗ. Заказчик может предоставлять свои тексты, ссылки и многое другое - самое главное, чтобы весь этот текст соответствовал тому, чем он является - техническому заданию. То есть четкому перечню пожеланий, изложенных в понятной форме.

Как делать не надо

К сожалению, иногда мы сталкиваемся с достаточно объемными ТЗ, которые не несут никакой смысловой нагрузки.

Пример №3: невнятное тз - результат хз

Нужен сайт - чтобы показать, что у нас самая лучшая книга с рецептами в России.

На первый экран - книгу, а хотя, может лучше и не книгу - а меня, автора. С книгой в руке. Чтобы создалось впечатление серьёзности.

Важно, чтобы было лучше, чем у конкурентов. Чтобы клиент сразу понял - что эта книга отличается от всех остальных в мире, и что в ней то, что ему нужно - лучшие рецепты.

Во 2-ом и 3-ем экране нужно разместить мою экспертность в сфере кулинарии, чтобы было понятно - что я не просто доморощенный повар, а настоящий профессионал, который смог собрать лучшие рецепты.

4-ый экран - тут нужно написать про то, что таких рецептов больше нигде нет. Ни в интернете, ни вообще где-либо ещё. То есть человек должен на этом экране захотеть купить книгу, понять, что она написано профи.

5-ый экран: фотогалерея с лучшими блюдами и призывом к покупке книги. Призыв должен быть простым, но при этом содержательным.

________________________________________________

Понятно, что ленд - это и есть страница, которая должна показать преимущества вашего продукта. В частности на фоне конкурентов. Но набор пожеланий в духе “показать, что мы лучше”, “чтобы клиент понял, что мы серьёзнее” “увидел, что мы эксперты” “понял, что это то, что ему нужно прямо сейчас” - отношения к техническому заданию имеет мало.

Лучше конкурентов вас делает ваш продукт - а лучше чем вы, ваш продукт не знает никто. Поэтому, если вы хотите, чтобы он был лучше - то должны по пунктам рассказать, чем он лучше. Если же он не лучше - нужно попробовать найти оригинальный подход к привлечению внимания. Использовать провокацию, юмор, креатив. Но понять, что нужно делать по такому ТЗ - невозможно. Скорее всего, мы будем работать по схеме №1, у нас просто не будет выбора, и очень велик риск, что мы услышим: “Но я же не это имел ввиду под экспертностью!”.

Но мы-то откуда это знаем?

Пишите правильное ТЗ. Оно сэкономит время как нам, так и вам. А главное - позволит получить качественный результат, а не ХЗ.

 
Сверху