Как составить техническое задание на разработку сайта, чтобы ожидания совпали с реальностью

Kate

Administrator
Команда форума
Делимся своим опытом на тему того, каким должно быть техзадание по созданию сайта, чтобы подрядчику не пришлось ничего переделывать, а клиент остался довольным на все 100%.

Без четкого ТЗ результат — известно какой. И это касается любой сферы. Особенно когда дело касается масштабных задач вроде веб-разработки. Время и деньги потрачены — а на сайте нет связи между элементами, которые вдруг понадобились клиенту, зато есть куча ненужных функций, без которых точно можно было бы обойтись и т. д. Начинается процесс доработок, который может продолжаться до бесконечности.

У нас в агентстве ТЗ – это полноценный документ, без которого мы не начинаем разработку. Неважно, идёт ли речь о разработке сложного сайта или об одностраничнике: ТЗ — маст-хэв. Для нас это описание результата, к которому надо прийти. Но и для клиента пользы не меньше. Качественное ТЗ полностью и достоверно описывает аспекты создаваемого продукта, помогает избежать недопонимания с клиентом и проконтролировать результат на соответствие ожиданиям.

Для клиента ТЗ тоже достаточно полезный документ. Во-первых, помогает понять, куда пойдёт бюджет и как быстро проект будет реализован. Во-вторых, ТЗ показывает экспертность компании или специалиста, которым даверили создание сайта. Однако и это ещё не все задачи, которые решает ТЗ.

Когда клиент впервые обращается к нам за разработкой, он по понятным причинам хочет хотя бы примерно понимать, во сколько ему всё это обойдётся. Но на консультации мы можем лишь обозначить «вилку». А после формирования максимально подробного техзадания уже можно точно сказать, сколько стоит создать сайт. Собственно, смета и формируется по его итогам и в дальнейшем не меняется. Если потом клиенту хочется что-то поправить, добавить, перекрасить, то все изменения мы фиксируем и оцениваем отдельно.

Кто составляет техзадание на и что в него входит

Методом проб и ошибок мы выработали собственный алгоритм по формированию ТЗ. Занимаются этим менеджеры интернет-проектов. Прежде чем приступать к веб-разработке, важно сделать следующее:

  • решить, какой сайт нужен — одностраничник, интернет-магазин, каталог и т. п.;
  • понять, для кого он и какие задачи должен выполнять;
  • определить, каким видится будущий проект, что нравится и что не нравится на примерах других сайтов;
  • описать конкретные измеримые требования к итоговому результату.
Менеджер составляет техзадание — а дальше его изучают разработчики и тестировщик. И только после их согласования мы идём согласовывать ТЗ с клиентом.

В результате этой совместной работы мы получаем документ, который содержит в себе следующие пункты:

  • Цели и задачи проекта
Какой сайт хочет клиент и для чего.

  • Состав работ
Какие этапы включает в себя процесс и что будет результатом реализации каждого из них.

  • Требования к сайту и программному обеспечению
На какой платформе разрабатывается сайт, каковы будут возможности для создания новых страниц и редактирования контента.

  • Структура
Какие разделы и подразделы будут на сайте. Описываем структуру сайта, соблюдая принципы вложенности страниц и сразу размечаем, что есть страница, а что – просто раздел в меню.

a0b008ab82efe98c2bae8db6fd399602.png

  • Информационные блоки
Большой раздел, в котором подробно расписываем, что должен включать в себя каждый блок — шапка, меню, формы для заполнения и т. д. Как правило, это статичные блоки, дублирование которых на сайте не подразумевается. Важно не забыть описать требования к контенту: как работает ресайз изображений, откуда берутся видео, есть ли ограничения по символам в текстовых полях.

Пример описания информационного блока и требований к нему
Пример описания информационного блока и требований к нему
  • Пользовательские сценарии
По каким схемам посетители будут взаимодействовать с ресурсом. Эти схемы помогают не упустить важный функционал. Часто разработчики выносят описание пользовательских сценариев в отдельную документацию (Customer journey map). Юзеркейсы полезны на этапе тестирования системы – тестировщик берет их в качестве основы для написания тест-кейсов.

  • Сущности
Описание объектов, которые будут на сайте, и связей между ними. Мы пробовали разные форматы описания сущностей, прижились таблицы. В таблице можно описать рабочее название сущности, её содержания (поля) и требования к каждому полю: формат, ограничения, вид в административной панели.

Пример описания сущности «Акция» из проекта корпоративного сайта
Пример описания сущности «Акция» из проекта корпоративного сайта
  • Интеграции и функциональные возможности
Какими должны быть административная панель, «личный кабинет», по какому принципу будет осуществляться обмен данными с внешними сервисами.

ТЗ всегда формируется индивидуально, к тому же у каждой студии может быть свой подход к этому процессу. Такую структуру мы проверили в действии много раз, и она доказала свою эффективность.

Чек-лист идеального ТЗ

А теперь несколько слов о том, каким должно быть идеальное ТЗ, чтобы потом не было мучительно больно за потраченные на разработку ресурсы.

1. ТЗ внятное.

Грамотное техзадание не допускает двусмысленности и свободных трактовок. Например, в результате разработки указываем не «качественный сайт», а «готовый к наполнению контентом и тестированию сайт с доступами к административной панели».

2. ТЗ понятное.

Футер, сайдбар, хостинг — не каждый клиент знает, что это такое, да и не должен знать. Поэтому в техзадание нужно включать толкование терминов, связанных с разработкой (мы всегда так делаем). В целом оно должно быть написано на понятном для неспециалистов языке.

3. В ТЗ есть детальное описание функционала.

Сразу должно быть понятно, что и как работает. Как добавлять на сайт новые тексты? Что будет, если загрузить изображение, размер которого превышает заданные параметры? Всё это нужно проговорить и прописать ещё до начала работ.

4. ТЗ содержит технические требования к работе интерактивных механизмов, структуру будущего сайта и его составных частей.

Правильно составленное техзадание — это когда и клиент, и подрядчик представляют себе, как будет выглядеть продукт. И представления у них совпадают.

Во избежание недопониманий с клиентом мы всегда уделяем большое внимание техзаданию, ведь именно оно описывает продукт, который мы должны предоставить по итогам работ. Чтобы составить грамотное ТЗ, проводим интервьюирование клиента и делаем предпроектный анализ.

 
Сверху