Как стать продакт-менеджером с 0 из другой профессии. Часть 1

Kate

Administrator
Команда форума
Введение в профессию управления продуктом

Как выстроить свой путь в профессии «управление продуктом»? Этот вопрос задают и «новички», пришедшие в сферу управления продукта и те, кто уже добился существенных результатов.

Огромное количество курсов, тренеров, всевозможных коучей предлагают стать менеджером продукта. Кто-то за 2 дня до уровня CPO, кто-то с гарантией трудоустройства, кто-то предлагает обучение конкретным навыкам - Customer development, unit economics, продуктовой стратегии и пр. Глаза разбегаются! Кажется, что, закончив один курс, можно сразу стать отличным менеджером по продукту. С другой стороны, обилие инфо-жуликов на данном рынке должно натолкнуть на мысль, что не так все просто… Давайте разберемся.

a0e9a5d02779254a90da4c5c134d9f19.jpg

Понятно, что освоить те или иные курсы для успешной карьеры недостаточно. Важнее построить свой, личный план развития, соответствующий вашим уникальным особенностям, и помогающий вам достичь собственные профессиональные цели. Но как это сделать? Главное, чтобы этот план был максимально эффективен именно для вас. Надеюсь, что эта статья поможет вам в этом.

Первая часть данной статьи позволит вам определиться с уровнем управления продуктом, которым вы владеете, выбрать для себя тот уровень, который планируете достичь, а также определить те знания, умения и навыки, которые нужны для этого лично вам. А в следующей части я постараюсь раскрыть некоторые секреты, помогающие выстроить личный план профессионального роста. Дочитавшим до конца – бонус.

Оценка навыков и компетенций по отношению к уровню управления продуктом может не совпадать с вашей личной или принятой в вашей компании.

Уровни управления продуктом​

Как правило, в управлении продуктом задействованы следующие должности: младший менеджер, менеджер, директор,…

Для данной статьи мы будем использовать эти же термины, но для описания уровней управления. Это, скорее, модель ролей в управлении продуктом, где каждому уровню присущи свои обязанности и своя зона ответственности.

Описание ролей может не совпадать с вашим личным опытом или представлением о профессии. В конкретной компании обязанности, сфера ответственности по должности и набор востребованных навыков могут отличаться.

Нам сейчас не важно, как называется ваша должность. Попробуйте оценить свой круг обязанностей и определить, какая роль в управлении продуктом свойственна вам в настоящее время, и какую роль как цель перспективного роста вы выбираете для себя.

Младший менеджер (Junior Product Manager)​

Роль младшего (начинающего) менеджера сводится к управлению отдельной функцией в продукте – разделом сайта, функцией в приложении или отдельной посадочной страницей, частью опыта пользователя в продукте и т.д. Это тот самый легендарный «менеджер одной кнопки». Несмотря на сарказм, это важная роль для компании и позволяет войти в профессию.

Основные навыки в данной роли сводятся к конкретным методикам, конкретным фреймворкам, использованию шаблонных решений, исследованию поведения пользователей, проведению интервью и пр.

Основное время тратится на работу над небольшой частью продукта: проведение исследований, работой с дизайнерами и командой.

Менеджер по продукту (Product Manager)​

Данная роль – ключевая в управлении продуктом. Основная задача – реализация тактических целей продукта.

Обычно у менеджера по продукту есть продуктовая команда, которая разрабатывает и улучшает набор продуктовых функций, следит за метриками, держит в фокусе продуктовые воронки и оперирует такими понятиями, как «данные», «ценность», «выручка». Чаще всего команда работает с одной из платформ (WEB, App).

Менеджеры по продукту, как правило, имеют опыт работы в управлении продуктом более трех лет.

Основные навыки менеджера по продукту включают все навыки предыдущей роли и дополняются навыками презентации и защиты продуктовых гипотез, навыками аналитики и управления на основе данных, навыками управления командой и знаниями гибких методов разработки продуктов, умениями тестировать гипотезы. На первый план выходят менеджерские качества в плане управления, организации и контроля.

Основное время тратится на работу с командой, работой над большими продуктовыми задачами, проведение исследований анализ данных и воронок, проверку гипотез и проведение тестов.

Старший менеджер по продукту (Head Product Manager)​

Это еще более сложная роль. Ее функции могут быть весьма разнообразны и зависеть от конкретной компании. Иногда это роль Владельца продукта. В этой роли может потребоваться опыт работы в управлении продуктом от шести и более лет, глубокое знание рынка, на котором работает продукт, или специализация на конкретной платформе (WEB, App, сегмент B2C или B2B). Роль предполагает выполнение тех же функций что и предыдущие две, но в большей зоной ответственности за продукт, платформу и процессы, происходящие с продуктом. Это управленческая функция. Часто (но не всегда) в этой роли присутствует управление командой, состоящей из одного-двух продукт- менеджеров, которые отвечают за составные части продукта.

Фокус роли смещен в область коммуникации и отслеживания метрик здоровья продукта. Требования меняются в направлении видения продукта целиком, а не по частям или отдельным воронкам. Возрастает роль достижения операционной эффективности как в работе с командами, так и в достижении продуктовых тактических метрик. Важны коммуникативные навыки, навыки общего менеджмента, понимание работы других сфер компании, таких как маркетинг, операционные отделы, модерация и пр. Важно умение принимать решения на основе данных и умение приводить финансовое обоснование своих решений.

Пример. Есть продукт – интернет магазин, и есть старший менеджер по продукту, отвечающий за WEB часть интернет магазина. У старшего менеджера по продукту в команде два сотрудника: менеджер по продукту, отвечающий за опыт покупателей и витрину продуктов, и менеджер, отвечающий за карточку товара и конверсии в покупку. В зоне ответственности старшего продакт-менеджера весь интернет магазин и, в частности, продуктовый маркетинг, как часть продукта.

Руководитель продукта – Директор по продукту (CPO)​

Руководитель продукта отвечает за весь продукт или группу продуктов в рамках одного бизнес направления. Это ответственность за достижение продуктом показателей бизнеса, стратегических целей продукта, в части продуктовой стратегии компании, за взаимодействие со стейкхолдерами и пр.

В непосредственном управлении директора по продукту находятся 3-8 менеджеров, в зависимости от продукта и компании. Опыт управления менеджерами по продукту от 3 до 5 лет, общий продуктовый опыт более 10 лет.

Главное – это стратегия, коммуникация, навыки менеджмента и организации процессов, выстраивание общего видения и взаимодействия с другими отделами, помимо продуктового. Почти все время тратится на коммуникацию и решение стратегических и операционных задач. Важно долгосрочное планирование, понимание взаимосвязанности процессов и результатов.

Эта роль требует хорошего понимания специфики рынка, маркетинга, управления финансами, управления рисками, опыт составления PNL, знаний и навыков по построению стратегии. Для этого необходимо иметь системное мышления и навыки фасилитации.

Основная деятельность – коммуникация со всеми участниками цепочки создания продукта. При этом необходимы высокие лидерские качества и умения вдохновлять и поддерживать команду, навыки целеполагания, видения продукта и общего организационного менеджмента.

Когда вы «нашли себя» в одной из ролей и определили свою карьерную перспективу, самое время провести инвентаризацию тех знаний, умений и навыков, которыми вы владеете, и составить список тех, которые нужно освоить для успешной работы в новой роли.

Но прежде все-таки давайте уточним, что входит в понятия: «знания –умения навыки.

Навык - Умение - Знания​

Навык – это то, что мы готовы делать в автоматическом режиме. То, что вы сделаете на работе с завязанными глазами или даже не будете задумываться, как это сделать.

Умение – это то, что вы знаете, как делать и даже пару раз пробовали делать и понимаете общие принципы Действия на уровне умений не доведены до автоматизма, но вы с ними справитесь, если будете сконцентрированы на их выполнении.

Знания – это усвоенная информация. Это то, что вы, помните но еще не перевели на уровень умений и навыков. Это те алгоритмы, которые, которые вы еще не применяли самостоятельно. Возможно, еще не было необходимости или подходящей ситуации.

Знания расширяют ваш кругозор и позволяют найти решения новых задач.

66d79d070628a42cf8d44a6f3d359b0f.jpg

Для перехода на позиции управления продуктом вам потребуется и расширять кругозор и развивать знания, навыки и умения в различных областях.

Прежде чем перейти ко второй части, предлагаю читателю проделать небольшой и полезный эксперимент. Вам необходимо, вооружившись листом или таблицей, записать те навыки, которые вы считаете есть у вас как у будущего продакт-менеджера. Напротив каждой компетенции или вашего навыка поставьте оценку от 1 до 10, где 1 не знаю не разбираюсь, а 10 эксперт в данной области. Это ранжирование нам понадобится во второй части.

Во второй части мы используем эту оценку для построения модели перехода в новые области знаний.

Источник статьи: https://habr.com/ru/post/560874/
 
Сверху