[Карьера в IT] Телефонные интервью: зачем рекрутер вам звонит и как ответить, чтобы не облажаться

Kate

Administrator
Команда форума

Для чего нужно телефонное интервью​

Оно нужно компании, чтобы:

  • Проверить правдивость резюме, чтобы произвести дополнительный отсев и не приглашать всех на личное собеседование.
  • Сформировать первое впечатление — понять, как вы общаетесь и держитесь при разговоре.
  • Примерно оценить ожидания соискателя: интересна ли вам компания, подойдет ли проект, на какую зарплату вы рассчитываете.
Приготовьтесь к тому, что позвонить может кто угодно. Это не обязательно эйчар — иногда звонят тимлиды и разработчики, чтобы позадавать технические вопросы. А иногда звонит вообще руководитель компании или директор — такое бывает или если стартап очень маленький, или если резюме у вас реально крутое и в вас очень заинтересованы.

59b6faa9257bb3fc1413c45d4de761d0.png

У нас в боте много вакансий, в том числе от стартапов, откуда может позвонить основатель компании. И от крупных компаний, где с вами свяжется и эйчар, и разработчик.

Небольшой совет: позаботьтесь о хорошем звуке. Договоритесь о звонке и выберите время, когда вы будете дома в тихой комнате. Разговаривать с англоговорящим рекрутером на шумной магистрали — плохая идея.

Заготовьте рассказ о себе​

Самое главное, что вам нужно на телефонном интервью — подготовить краткий рассказ о себе. 3–5 предложений, концентрат вашего опыта, достижений и знаний. Его вы будете произносить при звонке в самом начале.

Если вам позвонит технический специалист, в рассказ можно добавить немного про технологии и процессы, с которыми вы работали.

Главное здесь — быть максимально честным. Если чуть-чуть приврать или преувеличить свои возможности, легко посыпаться на вопросах и в итоге все провалить.

После 3-5 предложений вас попросят рассказать о себе побольше. Тут хорошо поможет вот такая структура рассказа:



ab1e5f6509562b7ce0e51cbb3f247c4e.png

Суть в том, что вы не просто говорите о себе, а делитесь конкретными кейсами:

  1. Начинаете с Intro, где как раз кратко рассказываете о себе и немного о компании, в которой происходили кейсы.
  2. Переходите к кейсам — небольшим историям о том, что вы делали и какие результаты это принесло.
  3. Заканчиваете аутро со своими мотивами работать в этой компании. Здорово, если вы привяжете их к кейсам, что-то в духе «Я уже работал с этой технологией и вижу, что буду вам полезен».
Главное, никогда не говорите «У меня в резюме все написано». Возможно, его просмотрели краем глаза, возможно, вообще не помнят, а даже если помнят — вам позвонили, чтобы услышать все из ваших уст, и отсылки к резюме не нужны.

В итоге все вместе может выглядеть так:
«Привет. Я начала профессионально работать в IT в 2015-м году как Go developer. В последние 3 года руководила разработкой сначала в небольшом стартапе, а потом в одной из команд в VK. Как Go-разработчик я очень сильно прокачалась, работая в стартапе RandomGo. Мы сделали несколько довольно популярных соцсетей. Один из микросервисов я развивала, два других писала полностью с нуля. На этом проекте я сильно прокачала самостоятельность и дисциплину. А пользователей было много — любой косяк сразу же вылезал на поверхность. Плюс я работала на удаленке и сама контролировала свою работу».
По такому же формату стройте второй и третий кейс, а потом переходите к аутро:
«За время работы в VK я поняла, что менеджерская ветка — это не совсем тот вектор развития, по которому я хочу дальше двигаться. А вот технический евангелизм, публичная деятельность и обучение других — это то, что меня по-настоящему драйвит. Когда увидела эту вакансию, то поняла, что она по-настоящему раскроет мои сильные навыки. И, мне кажется, я могу принести здесь много пользы».
Мы разобрали общую канву беседы. Теперь поговорим о нюансах, зависящих от того, кто именно позвонит.

Если позвонит рекрутер​

Это самый вероятный сценарий, поэтому рассмотрим его подробнее.

Легкие задачи по технологиям. Их иногда дают даже рекрутеры. Это точно не что-то сверхъестественное, но подготовиться к этому стоит, чтобы случайно не ляпнуть «А зачем вы спрашиваете? У меня это будет на следующем интервью». Для рекрутера это способ отсеять людей, которые на самом деле не работают в IT, но наврали в резюме и откликнулись на вакансию.

Могут спросить про клиент-серверное взаимодействие или жизненный цикл приложения — в общем, что-то такое, на что вы точно легко ответите.

Вопросы о предыдущем опыте работы. Этого вопроса может и не быть, если вы расскажете о своем опыте в виде кейсов. Но могут и спросить про какие-то другие конкретные задачи или нюансы. Здесь важно отвечать точно так, как у вас написано в резюме — иначе это покажется подозрительным.

Здесь же полезно будет выдать пару предложений о ваших увлечениях, связанных с профессией: какие подкасты слушаете, пишете ли статьи, решаете ли задачки ради развлечения.

Вопросы об ожиданиях. Спросят, готовы ли вы, например, работать с их legacy. И тут нужно будет честно сказать, готовы или нет, а лучше — кратко объяснить, как именно планируете все делать.

Проверка уровня английского. Об этом обычно предупреждают — например, скажут: «Ждите звонка от учителя английского языка». Причем часто учителя звонят с какого-то ужасного интернета — кажется, так они проверяют, сможете ли вы общаться с коллегами, если будет высокий пинг. Поэтому критично, чтобы хотя бы у вас интернет был хороший.

Главное здесь — быть честным. Единственное, в чем можно приврать — в нынешней зарплате, если она очень низкая. Лучше слегка ее завысить, приблизив к ожидаемой на новом месте.

Если позвонит разработчик​

Они обычно звонят уже после эйчаров, хотя иногда и вместо них. Скорее всего, спросят базовые вещи о языке и технологиях, с которыми вы будете работать в компании. Могут и закинуть алгоритмическую задачку.

Про технологии обычно спрашивают что-то совсем легкое. Отвечайте не слишком широко, формулируйте ответ конкретно, без растекания мыслей по древу, чтобы случайно не затронуть какой-нибудь холивар.

Задачка по алгоритмам будет не такая простая, как от эйчара, но все равно из раздела легких на LeetCode. Например, сделать двусвязный список и пройтись по нему. Главное, начать рассуждать и успеть проговорить максимум за ограниченный период времени.

Иногда вам могут прислать ссылку с таймером на платформу типа HackerRank или LeetCode. Так даже проще — можно будет в спокойном темпе порешать задачки и даже погуглить какие-то вопросы с телефона. Ведь в реальной работе вы тоже всегда будете иметь возможность подключиться к интернету, ничего плохого в этом нет.

Если позвонит СТО, СЕО или основатель компании​

Такое происходит в трех случаях:

  • Вы нереально круты и лично заинтересовали руководителей.
  • Компания пока очень маленькая.
  • В компании плохи дела, и звонить просто некому.
Но вообще причина не так важна, потому что отвечать нужно всегда одинаково — говорить больше о том, чем вы полезны компании и бизнесу в целом. Особенно будьте готовы продемонстрировать софт-скилы — для этой категории звонящих они важнее всего.

Главное правило: будьте сдержанны​

Это кажется очевидным, но лучше проговорить еще раз. За дверью созвона оставьте ваше отношение к прошлому руководству и коллегам, всю токсичность, любое, даже легкое, недовольство. Даже если вы правы, вы скорее зарекомендуете себя как сложный человек, с которым трудно сработаться.

Часто даже идеальным техническим кандидатам отказывают просто потому, что они жалуются на плохих менеджеров, с которыми не смогли найти общий язык. Можно сказать про сложности и недопонимание, но уточнить, что все старались взаимодействовать и регулировать конфликты. Говорите про других больше хорошего и минимум плохого.

При этом не перехваливайте себя. Всю вашу уникальность, которую нельзя подтвердить реальными результатами и цифрами, также оставьте за дверью. К людям других профессий старайтесь не высказывать негатива, не нужно говорить «Вот у нас в компании ненужных маркетологов сократили, и стало лучше».

Политические и религиозные взгляды тоже ни в коем случае не высказывайте, для иностранных компаний это вообще критично.

Обсуждение ожиданий​

Здесь не стоит называть конкретные цифры зарплаты. Можете сказать порядок цен или вилку, причем в минимуме укажите среднее, а в максимуме — максимальное. Торговаться точно будут вниз, надо оставить себе пространство для маневра.

Сразу обговорите, нужен вам переезд или нет. Именно здесь стоит сообщить, что, например, вы в другом городе, но есть цель переехать, и вам нужна помощь. Лучше сделать это в конце, если все пройдет отлично.

 
Сверху