Когда сделаете доработку?

Kate

Administrator
Команда форума
Довольно часто я попадаю в ситуацию, когда мне нужно в моменте оценить длительность реализации бизнес-фичи. Обычно это какая-нибудь рядовая встреча, на которой инициатор бизнес-идеи, резво размахивая руками в воздухе, рассказывает о своем предложении. В конце своего выступления, в котором часто много слов (но не цифр) сказано о том, зачем это фича нужна и какой эффект она даст, всегда звучит сакральный вопрос: «Когда сделаете эту великолепную доработку?»

Я хотел бы поделиться с читателем ходом своих рассуждений, которые позволяют мне довольно точно оценивать сроки реализации даже в самых запущенных случаях.

Разумеется, я не смогу предусмотреть и учесть все нюансы и специфики, принятые в различных компаниях в процессе разработки и вывода новой функциональности в эксплуатацию. Однако я верю, что описанные ниже практики будут полезны и вы сможете их адаптировать под свою ситуацию.

Сразу упомяну, что речь идет в первую очередь о продуктовых компаниях, где нет жесткого учета рабочего времени и можно подумать о качестве и поддерживаемости новой функциональности. В случае заказной разработки всё обычно гораздо сложнее и требует более детальной проработки.

Процесс оценки​

Когда сделаете эту доработку?

Итак, вопрос прозвучал и наступил самый опасный момент встречи. Всё, что вы сейчас ответите, будет записано на диктофон, зафиксировано в анналах истории и начнет бесконтрольно распространяться из презентации в презентацию среди менеджмента.

Первое страшное преступление, которое вы можете совершить, это попытаться самостоятельно оценить доработку «в уме» и назвать итоговую дату.

Почему это плохо:

  • Никакие ограничительные факторы типа «при условии…», «если смежные команды…», «при наличии того-то и того-то…» услышаны не будут.
  • Вы наверняка дадите оценку с большей погрешностью, чем в случае более детального разбора фичи.
  • Вы не учтете кучу факторов и подводных камней.
  • Для вопрошающего ваша оценка будет звучать как магическая непонятная заповедь. И если он сам не понимает, откуда взялась оценка, то может возникнуть желание «почеленджить» её (будь проклят человек, придумавший этот термин).
  • У вас не будет фактуры, на основе которой вы делали оценку, а значит и способа доказать ее справедливость. Если к вам вернутся с желанием «почеленджить» через неделю, то вы можете и не вспомнить всех факторов, заставивших вас посчитать именно так, а не иначе.
Можно взять паузу и пообещать вернуться с проработанной оценкой через какое-то время. Это уже лучше, но тоже не очень хорошо, потому что:

  • При отложенной оценке вы что-то забудете из того, что вам говорили на встрече.
  • У вас не будет возможности уточнить подробности функциональности (или эти уточнения потребуют дополнительного общения).
  • Если вы привлечете к оценке кого-то третьего, то потратите и его, и свое время.
На мой взгляд, идеальный вариант — это открыть Макбук, запустить Excel и оценить длительность доработки вместе с инициатором. Прямо на встрече. Этот вариант самый лучший, потому что:

  • Инициатор вместе с вами участвует в процессе оценки. Это уже не только «ваша» оценка, но и его! И он ее будет гораздо ревностнее защищать перед другими коллегами.
  • У вас будет возможность уточнить детали.
  • У вас останется понятная фактура с верхнеуровневой структурой работ.
  • Инициатор будет понимать логику оценки и не станет подвергать ее сомнению.
Выбор джедаев — оценка на месте. Здесь и сейчас.

Оценка трудозатрат​

Для начала не спешите оценивать календарные сроки, начните с оценки трудозатрат.

Второе страшное преступление, которое вы можете совершить, это приступить к оценке, не уточнив следующий перечень вопросов:

#
Вопрос
Если ответ «да» или могут показать
Если ответ «нет/не знаю» или не могут показать
1Есть ли описание пользовательской истории (как должна работать фича с точки зрения пользователя)?КМ =+0 %КМ =+5 %
2Есть ли описание процесса в виде блок-схемы?КМ =+0 %КМ =+10 %
3Есть ли макеты/скетчи пользовательского интерфейса (для фичи с пользовательским интерфейсом)?КМ =+0 %КМ =+10 %
4Есть ли понимание ролевой модели (каким пользователям эта фича будет доступна и при каких условиях)?КМ =+0 %КМ =+10 %
5Можно ли назвать среднее и максимальное количество одновременно работающих пользователей?КМ =+0 %КМ =+10 %
6Готовы ли API смежных систем (если требуется интеграция с другими системами)?КМ =+0 %КМ =+10 %
7Есть ли модель тиража новой функциональности (сразу всем, либо какой-то план раскатки)?КМ =+0 %КМ =+10 %
8Есть ли описание (блок-схема) какой-то сложной логики или алгоритмов (если такие есть)?КМ =+0 %КМ =+10 %
КМ = Коэффициент мути. По сути это величина погрешности «оптимистичной» оценки трудозатрат, которую вы традиционно даете в надежде, что «всё будет хорошо». КМ по умолчанию равен 10 %, и в зависимости от ответов на поставленные вами вопросы может так и остаться 10 %, либо вырасти до 70 %.

Далее расписываем структуру необходимых работ (тут предполагается, что вы обладаете достаточным IT-бекграундом и сумели бы сделать эту задачу в одиночку, при достаточном запасе времени). При этом старайтесь формулировать работы таким образом, чтобы инициатору (бизнес-менеджеру) они были максимально понятны.

Для примера я приведу структуру работ, которая у меня получилась при оценке следующей задачи:

«В рамках подготовки ипотечной сделки, в ходе телефонных переговоров менеджера Банка с клиентом, последнему предлагают приобрести несколько дополнительных услуг. При этом, иногда услуги навязывают, а иногда вообще не предлагают. Чтобы контролировать этот аспект, была разработана и уже готова нейросеть для транскрибации голосового трафика в текст и анализа текстовой стенограммы разговора. Но ее нужно обучить, и для этого необходимо разработать WEB интерфейс для разметки телефонных звонков с клиентом. Список звонков будет предоставлен в Excel файле и периодически будет обновляться.»
Речь идешь всего лишь о разработке интерфейса для разметки. Был подготовлен набросок желаемого интерфейса. Вот такой :)

069586631022d61de720fd87f01a09f6.png

Был понятен состав и ролевая модель разметчиков. Можно было рассчитать (что и сделал инициатор в моменте) максимальное и среднее количество одновременно работающих пользователей. Тираж — сразу на всех. Описания пользовательской истории нет. Схемы процесса нет. Какой-то сложной логики или алгоритмов не предполагалось (вычеркиваем).

КМ = 10 % (по умолчанию) + 5 %(нет пользовательских историй) + 10 % (нет схемы процесса) = 25 %.

Получилась такая вот смета:

Тип затрат
Задача
Backend, чел./д.
FrontEnd, чел./д.
Прочие работы, чел./д.
Итого,
чел./д.
ПроектированиеПроектирование архитектуры.
0​
0​
11,0
Разработка дизайн-макетов.
0​
0​
11,0
РазработкаСоздание модели данных в БД для хранения результатов разметки.
0,5​
0​
00,5
Создание новой задачи в CRM-системе для разметки звонка.
1​
0​
01,0
Создание новой роли для обеспечения доступа к задаче на разметку звонка.
1​
0​
01,0
Экранная форма разметки звонка (верстка).
0​
2​
02,0
API получения файла с записью разговора.
0,5​
0​
00,5
API получения списка услуг для проверки в рамках прослушки звонка.
0,5​
0​
00,5
API фиксации времени начала и окончания продажи услуги в рамках звонка.
0,5​
0​
00,5
Механизм создания задач в CRM-системе на основе Excel-файла установленного формата.
1,5​
0​
01,5
Code Review (10 % от разработки).
0​
0​
11,0
КМ (25 % от разработки).2,4
Теперь, когда прямые трудозатраты более-менее понятны, попробуем дополнить их обязательными работами для обеспечения качества и поддерживаемости функциональности (тестирование, документирование, обучение):

Тип затрат
Задача
Backend, чел./д.
FrontEnd, чел./д.
Прочие работы, чел./д.
Итого, чел./д.
ПроектированиеПроектирование архитектуры.0011,0
Разработка дизайн макетов.0011,0
РазработкаСоздание модели данных в БД для хранения результатов разметки.0,5000,5
Создание новой задачи в CRM-системе для разметки звонка.1001,0
Создание новой роли для обеспечения доступа к задаче на разметку звонка.1001,0
Экранная форма разметки звонка (верстка).0202,0
API получения файла с записью разговора.0,5000,5
API получения списка услуг для проверки в рамках прослушки звонка.0,5000,5
API фиксации времени начала и окончания продажи услуги в рамках звонка.0,5000,5
Механизм создания задач в CRM-системе на основе Excel-файла установленного формата.1,5001,5
Code Review (10 % от разработки).1001,0
КМ (25 % от разработки).2,42,4
QAИнтеграционное тестирование (15% от разработки).1,923751,92375
Написание автотестов для новой функциональности (15 % от разработки).1,923751,92375
Подготовка к сопровождениюДокументирование функциональности (Swagger+ Confluence).0,50,5
Нагрузочное тестирование.11
Penetration test.0,50,5
Инструкции/обучение HelpDesk.0,50,5
ИТОГО:6,5210,719,2
Получается чуть больше 19 человеко-дней.

Ниже я приведу макет, который был нарисован в рамках этой задачи:

3cd480919ee8d7996908843f4c2b8d03.png

Самое главное — эту оценку мы делали вместе с инициатором. И он понимал каждую строчку в смете (для чего она нужна и почему она требует именно столько трудозатрат). Это уже была «наша», а не «моя» оценка. И он даже полностью согласился с величиной КМ.

Оценка календарных сроков​

Третье страшное преступление, которое вы можете совершить, это остановиться на оценке трудозатрат. Казалось бы, вы всё предусмотрели, учли и прямые, и косвенные затраты на разработку, но не тут-то было. Необходимо очень внимательно подойти к последнему этапу и обратить внимание на следующие моменты:

  • Не факт, что вы сразу сможете приступить к реализации фичи. Возможно, ее приоритет не определен, или вам сначала потребуется завершить текущий спринт.
  • Берите в расчет, кто будет делать задачу — один человек (Fullstack) или несколько (например, Backend-разработчик и Frontend-разработчик). Для фуллстека никаких изменений в сроках не предвидится, участие же Frontend- и Backend-разработчика увеличивает срок разработки примерно на 10 % из-за дополнительного взаимодействия.
  • Если к работам будет привлекаться джун, то увеличивайте срок его работ на 50 %. Если неизвестно, будет ли работать джун, не делайте этой корректировки. Если джун будет не один (в паре с мидлом или сеньором), то увеличивайте срок работ на 25 %.
  • За каждого дополнительного разработчика (больше одного) увеличивайте календарный срок на 5 % для издержек на то же взаимодействие.
  • Если к работам будут привлекаться Backend- и Frontend-разработчики, то работы обычно можно выполнять параллельно: считайте календарный срок по большей ветке. Иногда, конечно, у задач есть зависимости, но скорее всего, в моменте вы не сможете все их выявить и быстро посчитать.
  • Работы по обеспечению качества лучше не распараллеливать.
  • Примите во внимание процедуры вывода функциональности в эксплуатацию, принятые в вашей компании. У нас сама команда разработки может вылить функциональности в прод, но не во всех компаниях это так.
  • Попытайтесь учесть (если сможете) отпуска разработчиков. У меня в моменте это не получается.
  • Если в ходе работ требуется интеграция со смежным сервисом, то накидывайте 30 % календарного срока на длительность интеграционных работ.
В нашем случае работы будут выполняться тремя разработчиками: мидлами (один Front и два Back). Работы можно выполнять параллельно, поэтому для определения календарных сроков будем считать только Backend-ветку (без фронта). Имеем следующую картину:

Тип работ
Задача
Итого трудозатраты,
чел./д.
Коэффициент различных разрабов на фронт и бек (10 %)
Коэффициент джуна (50 %)
Коэффициент на многочисленность разрабов (5 %)
Коэффициент интеграции со смежными сервсами (30%)# исполнителейИТОГО, календарных дней
ПроектированиеПроектирование архитектуры.1,00 %0 %0 %0%11
Разработка дизайн макетов.1,00 %0 %0 %0%11
РазработкаСоздание модели данных в БД для хранения результатов разметки.0,510 %0 %5 %0%20,2875
Создание новой задачи в CRM-системе для разметки звонка.1,010 %0 %5 %0%20,575
Создание новой роли для обеспечения доступа к задаче на разметку звонка.1,010 %0 %5 %0%20,575
Экранная форма разметки звонка (верстка).2,00 %0 %0 %0%10
API получения файла с сзаписью разговора.0,50 %0 %0 %0%20,25
API получения списка услуг для проверки в рамках прослушки звонка.0,510 %0 %5 %0%20,2875
API фиксации времени начала и окончания продажи услуги в рамках звонка.0,510 %0 %5 %0%20,2875
Механизм создания задач в CRM-системе на основе Excel-файла установленного формата/1,510 %0 %5 %0%20,8625
Code Review (10 % от разработки).1,010 %0 %5 %0%20,54625
КМ (25 % от разработки).2,410 %0 %5 %0%21,365625
QAИнтеграционное тестирование (15 % от разработки).1,9237510 %0 %5 %0%21,106156
Написание автотестов для новой функциональности (15 % от разработки).1,9237510 %0 %5 %0%21,106156
Подготовка к сопровождениюДокументирование функциональности (Swagger+ Confluence).0,510 %0 %5 %0%20,2875
Нагрузочное тестирование.110 %0 %5 %0%20,575
Penetration test.0,510 %0 %5 %0%20,2875
Инструкции/jбучение HelpDesk.0,510 %0 %5 %0%20,2875
ИТОГО19,210,7
Итоговая календарная оценка получилась 10 дней, хотя мы и привлекли аж трех разработчиков. Часть ускорения была съедена штрафами на взаимодействие.

Послесловие​

Задача будет готова через X + 2 недели и 1 день, где X — дата начала работ. Вот итоговое число, которое получилось у нас с инициатором. И он его понял, принял и отстаивал перед менеджментом яростнее меня. Вероятно, в ходе этого упражнения мы немного перезаложились… но и что-то не учли. Могу сказать, что на практике такая методика позволяет более-менее комфортно попадать в сроки.

Главное, помнить: лучше перезаложиться и сделать раньше, чем недозаложиться и сорвать дедлайн.

 
Сверху