Кто такой CTO (Chief Technical Officer): что, зачем, за сколько?

Kate

Administrator
Команда форума
Chief Technical Officer — представитель топ-менеджмента компании (помимо английской аббревиатуры, можно встретить название «технический директор»), который определяет технологическую стратегию компании и отвечает за внедрение новых технологий — все ради достижения финансовых и стратегических целей бизнеса.

cc59079c3de4c0663b41cf5d65089ffd.png

В зависимости от целей конкретной компании, CTO может быть руководителем всего IT-подразделения или отвечать за отдельные блоки (как правило, во втором случае CTO подчиняется CIO).

По сути, CTO отвечает за разработку новых продуктов, оптимизацию производства и внедрение новых процессов в структуру деятельности компании.

Что CTO делает и зачем?​

Список обязанностей и примерных рабочих задач CTO можно представить так:

  • определяет стратегию развития технологий;
  • отвечает за бюджет;
  • определяет технологический стек;
  • определяет подходы к разработке, исследованиям и запуску новых продуктов;
  • обеспечивает соответствие инфраструктуры целям компании;
  • является основным контактным лицом для руководства компании с точки зрения технологий;
  • отвечает за наем, а также за эффективную работу технических подразделений.
Все это для того, чтобы благодаря запуску новых продуктов и реализации технологической стратегии успешно достигать бизнес-цели компании. Это можно назвать основной задачей технического директора.

Среди проектов, над которыми CTO предстоит работать ради выполнения своей основной задачи, можно перечислить:

  • внедрение гибких подходов к разработке;
  • выстраивание продуктового подхода в компании;
  • переход на новый технологический стек;
  • запуск R&D-лаборатории;
  • вывод на рынок новых продуктов;
  • повышение отказоустойчивости сервисов и производительности систем;
  • разработка новых систем и доработка существующих.
Павел Рудлевский, СТО Х5:
Самое интересное — это работа с людьми, формирование сильных результативных команд с комфортными условиями работы. Новые идеи, реализацией которых никто не занимался, и творческий процесс поиска решений сложных задач. Продукты, технологии и подходы, способные быстро принести ценность. Есть в нашей работе и не очень интересное, но порой необходимое — бюрократия и рутина, где-то их больше, где-то меньше.

Где и как учиться?​

Поскольку речь в этом тексте, в отличие от предыдущих, идет о роли топ-менеджера, сертификата об успешном прохождении онлайн-курса точно будет недостаточно.

Сейчас на рынке приветствуется микс из высшего технического образования и дополнительного образования (к примеру, MBA) в области финансов и/или стратегического управления компанией и/или сфере диджитал. Подобное сочетание дает представителям профессии широкий кругозор и хорошее понимание бизнеса.

Но стоит отметить, что в первую очередь работодатели смотрят на предыдущий опыт, реализованные проекты и размер бизнеса или команд, которыми управлял кандидат.

Основные требования​

Важно отметить, что, несмотря на «технологичность» роли (слово «технический» даже вынесено в название), для позиции CTO soft skills могут оказаться важнее и значимее, чем hard skills.

В целом список требований обычно выглядит так:

  • опыт управления технологическим подразделением в компании из той же или похожей индустрии (к примеру, в IT-компании, как правило, приглашают кандидатов, имевших опыт работы с аналогичными/похожими продуктами, а в розничные компании — кандидатов с опытом работы в рознице и/или в электронной коммерции);
  • стратегическое видение (умение сопоставить бизнес-цели компании с задачами своего подразделения);
  • опыт управления аналогичной или близкой по численности командой;
  • опыт реализации похожих или аналогичных проектов (к примеру, если компания планирует трансформировать интернет-магазин в маркетплейс, то от кандидатов будет ожидаться опыт запуска и/или развития маркетплейса);
  • развитые коммуникативные навыки (в данной роли большую долю рабочего времени будет занимать общение с бизнесом, продажа своих идей, а также защита стратегии/проектов);
  • сильные лидерские навыки (за техническим директором идет большая команда, поэтому важно, чтобы сотрудник умел вдохновлять людей);
  • развитые навыки самопрезентации (часто роль СТО — публичная, представители этой профессии частые гости на различных мероприятиях, что ко всему прочему крайне важно для Employer brand);
  • английский язык (даже если речь идет о российском бизнесе, в бизнес-сообществе и на мероприятиях много экспатов, важно, чтобы технический директор чувствовал себя комфортно в такой среде).
При этом относительно самого первого пункта существует миф, что компании рассматривают на роль технического директора только кандидатов из компаний-конкурентов.

Это не так.

Подходы в рамках одной индустрии часто похожи. А в конкурентной борьбе в текущих реалиях выигрывает та компания, которая первой находит абсолютно новые подходы к решению стандартных задач или может первой предложить новые продукты своим потребителям. Поэтому в последнее время мы часто слышим от клиента запрос: «Только не из нашей индустрии, хотим кандидата со свежим взглядом на наш рынок».

Михаил Леонов, ex. CTO Delivery club:
Помимо общего технического бэкграунда и образования, я считаю, что для СТО важны кругозор и любознательность. Чем большим количеством информации обладает CTO, тем более взвешенные он принимает решения. Информацию нужно получать из обучения, книг, статей и опыта — в процессе работы над задачами.
Павел Рудлевский, СТО Х5:
Я убежден, что нужен hands-on опыт в том, чем управляешь. Хорошие СТО вырастают из тимлидов, delivery manager'ов. Важен опыт организации работы команд, поэтому управление продуктами, проектами не менее востребовано. Крайне востребованы soft skills — навыки убеждения, грамотная коммуникация, умение договариваться. Из персональных качеств лично мне помогают высокий EQ и PQ.

Основные мотиваторы и заработная плата​

Мотиваторы снова можно разделить на материальные:

  • оклад,
  • бонус,
  • LTI
и нематериальные:

  • амбициозность проектов, которые необходимо начинать/развивать,
  • зона ответственности, степень влияния на бизнес компании,
  • бренд компании,
  • команда лидеров, с которой предстоит работать,
  • планы компании по развитию.

Заработная плата в среднем варьируется от 350 тысяч до 1,5–2,5 миллионов рублей: все зависит от размера бизнеса.

 
Сверху