BPM-системы постепенно и безоговорочно набирают свою популярность. Возможность оперативного проведения автоматизации бизнес-процессов без привлечения программистов или с минимальным их участием, – является весьма привлекательной для бизнеса. Перед использованием BPM-систем требуется её изучение, самостоятельно или в учебных центрах. По результатам собственного опыта проектирования бизнес-процесса предлагаю уделить внимание следующим задачам, которые необходимо выполнить перед началом работ. По моему мнению, это существенно повысит качество и уменьшит время на проектирование бизнес-процесса в выбранной вами BPM-системе.
Надеюсь, что данные рекомендации помогут людям, занимающимся автоматизацией бизнес-процессов с использованием BPM-систем, сделать свою работу более простой и качественной. Желаю всем успехов!
1. Формирование организационной структуры предприятия и пользователей
Организационная структура позволяет оперативно и точно обозначить пользователей-участников в ходе проектирования бизнес-процесса. При необходимости подключения или определения нового участника процесса, достаточным будет указать в качестве источника данных ранее определённую организационную структуру. Это упрощает проектирование. В BPM-системах формирование структуры организации предлагается изображать в классическом исполнении, структурно сверху вниз, так что рекомендую не игнорировать работу по формированию структуры предприятия с детальной её проработкой.2. Создание блок-схемы
Проектирование в BPM-системах подразумевает формирование настраиваемых блок-схем. Если в организации уже существуют внутренние нормативные документы с блок-схемами или пошаговым описанием процедур или процессов, то их использование будет очень полезным, и даже обязательным. Иногда полезно будет изобразить блок-схемы предварительно на бумаге, хотя необходимо стремиться делать всё сразу в электронном виде. Для тех, кто не знаком с блок-схемами, предлагаю ниже пример.3. Создание переменных
Система требует, чтобы переменные (название, тип) определялись «раз и навсегда», без возможности их корректировки по типу или использованию повторно, после удаления. Разработчиками объясняется это необходимостью обеспечения целостности данных и историй о них. Рекомендую создать предварительно список переменных на бумаге или в электронном виде, которые используются в процессе на каждом из этапов блок-схемы. Стоит также быть аккуратным в выборе типа переменных, в том числе и в части ответа на вопрос – переменную определить в составе блока переменных или отдельно?4. Формирование «Справочников»
Использование справочников является одним из самых показательных элементов при автоматизации процесса. Необходимо использовать как простой список, так и составной (см. пример ниже).5. Формирование «Пользовательских окон»
На начальном этапе проектирования процесса рекомендую обозначить внешний вид интерфейса окон для пользователей и согласовать макет или основные правила. Например, располагать кнопки управления только снизу, окно подсказки или инструкции к выполнению задачи отображать справа, и т.п. По-возможности, следует избегать отображения в окнах пользователя излишней информации в виде текста, панелей, не используемых кнопок и т.п. В случае, если пользователи уже работают в каких-либо иных программных продуктах, следует опросить их о том, к какому внешнему виду интерфейса они привыкли (цветовая схема, расположение полей, параметры шрифта и т.п.). Любые изменения должны быть приняты, а в большинстве случаях то, к чему привык пользователь, будет воспринято более лояльно и быстрее. Пример макета для согласования интерфейса прилагаю ниже.6. Формирование «Шаблонов документов», согласование документов или информации
Часто в бизнес-процессах, в качестве желаемого результата, требуется получить документ: приказ, отчёт, справку, план, график и т.п. Перед проектированием процессов рекомендую создать электронные шаблоны документов, если такие уже имеются в бумажном виде. При этом следует не отклоняться от форм и положения полей и строк. Электронный документ должен полностью совпадать с его бумажным предшественником. Для удобства можно создать реестр шаблонов документов, как показано ниже. Также, в каждом бизнес-процессе согласовывается документ или информация с принятым по задаче решением. Уместным будет предварительно составить список всех документов и, по возможности, информации бизнес-процесса с привязкой к согласующим лицам.7. Вычисления
В ходе проектирования бизнес-процесса возможны вычисления переменных. О некоторых из них известно ещё на начальной стадии проектирования. Для определения потребностей в вычислениях, достаточным будет предварительно рассмотреть сценарии процесса и документы процесса, уточняя, как получаются те или иные значения переменных. Результатом данной работы может стать список формул такой, например, как указанный ниже.Надеюсь, что данные рекомендации помогут людям, занимающимся автоматизацией бизнес-процессов с использованием BPM-систем, сделать свою работу более простой и качественной. Желаю всем успехов!
Об автоматизации в BPM-системах. Перед проектированием процесса
BPM-системы постепенно и безоговорочно набирают свою популярность. Возможность оперативного проведения автоматизации бизнес-процессов без привлечения программистов или с минимальным их участием, –...
habr.com