Офисные джунгли (или особенности западной культуры общения на работе)

Kate

Administrator
Команда форума
Это негласные правила подковерного этикета современной корпоративной культуры. Об этом не расскажут ни в школе ни в университете. Это подсказки, которые помогут в нужный момент. Как ориентироваться в офисной фауне (в IT стартапе или корпорации)? В тексте представлен обогащенный концентрат подсказок. Текст в первую очередь может пригодится вчерашним ВУЗ(овцам), которые еще не обладают иммунитетом, который так необходим в офисных джунглях. Это спасет тебя от прогулки по граблям. Офисная азбука.

Правила типа "Да"

1--В западных конторах торжествуют микро-менеджмент. У тебя будет менеджер. Вероятно даже три менеджера. Один из них будет контролировать каждое твое действие. Ты будешь отчитываться за каждый день. Будь готов к этому.

2--Доступ к корпоративной информации(техническое задание, схемотехника, исходные коды) будет выдавать тебе строго по микро порциям. Не проси больше, чем тебе положено на данный момент времени. Решать задачи там надо с минимальным погружением. Буквально посмотрев в трубочку свернутого в рулон листа со схемотехникой сразу начать писать код прошивки. Будь готов к этой эквилибристике.

3--В западных компаниях все проекты разрабатывают в команде 3-7 человек. Solo разработчики крайне осуждаются. Надо научиться ладить и гладко коммуницировать со смежниками.

c6f3ce0b9c2f16572dffb89250571aee.jpg

4--Со всеми на работе только на "Привет". Твои коллеги скорее всего тебя ненавидят просто не говорят об этом явно. Коллег не выбирают. Они, естественно, не виноваты, что в офисе оказались типы с которыми в бытовой жизни (например на улице) они даже здороваться бы не стали. Поэтому с ними всеми надо только "привет/пока". Не стоит социализироваться с коллегами.

5--Помни, что в западных компаниях твои коллеги(смежники) на тебя регулярно доносят менеджеру. За это даже есть определенная доплата. Это не должно тебя удивлять. Каждые полгода в западных компаниях происходит переоценка сотрудников. Все прежние твои достижения обнуляются. Переоценка составляется на основе отзывов (фактически доносов) коллег друг на друга через менеджера. Вы можете даже не догадываться, что на вас доносят коллеги пока менеджер сам не попросит тебя сказать что-нибудь плохое про, например, Джона, Смита, или Скота.

8dec348910078e7028e489ca1ea65eec.jpg

Лично я был очень удивлен когда менеджер по персоналу в одном западном стартапе написал мне сообщение с просьбой написать донос на своего напарника.


6--Будь осторожен когда в вашем коллективе будет очередная пятничная пьянка. Ты не должен удивляться этому. Просто не говори там ничего лишнего. Помни, что сегодня коллеги с тобой выпивают, а уже в понедельник они на тебя напишут кляузы. Поэтому не напивайся там слишком сильно.

7--Старайся быть незаметным, не выделяйся. Так ты не попадешь случайно под гнев и раздачу менеджера. У менеджеров всегда плохое настроение.

8--Говори мало и коротко. Будь лаконичным. Менеджеры устают, когда им говоришь больше 12 слов за раз.

9--При обосновании чего либо все выигрыши переводи в деньги, которые будут выручены или потеряны в результате какого либо действия. Это единственный критерий оценки эффективности, который приемлет менеджер.

57136af64162c5a9b7e13f3cb97b8cb0.jpg

10--Включай FireWall для всего, что не связано с твоей непосредственной работой в офисе (дни рождения, корпоративы, рассказы про отпуск, обсуждение новостей, бациллу, матчей и прочее). Это избавит тебя от потери времени и вовлечения в провокации, которые могут специально быть приготовленными для тебя.

11--В свободное время (на выходных и в отпуске) постоянно учись чему-нибудь полезному для работы. Затачивай пилу. Это повысит твою производительность.

12--По возможности вместо слов рисуй картинку или блок-схему, которая объясняет суть. В Англии говорят: "Картинка стоит тысячи слов". Так тебя просто быстрее поймут.

13--Если ты считаешь, что на работы ты делаешь бессмысленные вещи, то лучше отбросить в сторону эти мысли и продолжать делать.

f90bd3d7ef346a346d5de058e5e82399.jpg

14--Работайте быстро. Если ты считаешь, что ты и так работаешь быстро, то это как раз значит лишь то, что ты работаешь медленно.

40d4416f900afce53c7a7af4bc431de2.jpg

15--Приходите на работу раньше чем на часах станет 9:00.

16--Если тебе дали задание вне твоей специализации, например ты Web-программист, а тебе сказали запрограммировать микроконтроллер на Assembler(е) или ты программист MCU(шек), а тебе сказали написать Front-End приложение в Browser(е) или настроить гипервизор второго рода, то это эдакая вежливая просьба, чтобы ты встал, собрал свои вещи и уволился из компании добровольно. Иначе менеджер будет действовать намного жестче, уж поверь.

17-- Все разговоры про компанейскую культуру, акции сотрудникам, этику, best practices, diversity, плюрализм - это всё чушь собачья для простофиль, чтобы те выстраивались в очередь перед отделом кадров с сопроводительными письмами в руках и в розовых очках.

0156270f268b2a318a0b29f2d2dc673c.jpg

Правила типа "нет"

1--Никогда ни при каких обстоятельствах не критикуй вообще ничего на работе. Ни при каких обстоятельствах! Даже, если тебе очевидно, что в схемотехнике продукта или в коде явно полный колхоз и кустарщина. Дело в том, что критика портит отношения со смежниками и менеджером. Первые на тебя донесут менеджеру, второй напишет плохую рекомендацию.

2--Не участвуй в пустых разговорах и продолжительных чаепитиях с коллегами. Так ты потратишь время и не успеешь выполнить свои задачи к deadline(у). Тебя потом обвинят в медлительности. Остерегайся пустых разговоров с коллегами как огня.

Либо просто предложи коллегам встретиться в кафе в субботу днем, чтобы как раз просто поговорить о том о сём. Ты с удивлением обнаружишь как все вдруг сразу сольются от этого предложения, так как своё время они ценят существенно выше, чем время в офисе.

3--Не комментируй ничего устно или в компанейских чатах. Комментирование отвлекает смежников и может инициировать цунами пустых разговоров и флудильню на целый день, которые всех отвлекут. Отвечай только если спрашивают. Старайся отвечать так, чтобы в ответе было меньше слов чем в вопросе.

4--Не верь никому на слово. Проверяй всё, что можешь сам. По возможности проси смежников доказательства (хотя они их тебе скорее всего не предоставят).

5--Не рассчитывай на помощь от смежников(коллег). Если ты что-то попросишь у смежника, то скорее всего ты получишь обтекаемый ответ без какой бы то ни было конкретики. Они будут юлить. Это просто пустая трата времени. Добывай себе инфу сам.

6--Не задавай никаких вопросов. Особенно тех вопросов на которые менеджер не знает ответов. Это может выставить менеджера в не самом лучшем свете и тебе это потом точно выйдет боком. Это уже не университет, где ещё можно было задавать вопросы.

632a2cd57fe8a24ac6a77c9adf3d5e3b.jpg

7--Старайтесь ни с кем не ссорится так как тебе в любом случае придется просить у менеджера рекомендательное письмо про твою работу. Без хороших рекомендаций ты не сможешь устроится на новую работу на западе. На западе нет трудовых книжек как в РФ и рекомендательные письма - это единственный способ доказать, что ты где-то работал и что-то реально сделал.

8--Если на тебя в офисе будет наезжать менеджер твои коллеги тебя точно не станут защищать или оправдывать. Не рассчитывай на защиту смежников.
При этом у вас 90% вероятность будет выездной так называемый Team-Building корпоратив, где будет задание типа "сотрудник падает, а его коллеги подхватывают". Только в реальной ситуации тебя не то, чтобы не подхватят, дак еще и "ножик подложат" в знак какой-то старой мелкой обиды.

9--Не указывай на существующие проблемы в компании. Даже если они реально есть это не задача инженера или программиста. Указывая на проблемы, ты косвенно проявляешь критику. Далее смотри пункт №1

e01ae14660e5b2cc9b358c8b233a9ba1.jpg

10--Не проявляй никакой инициативы и всяческой про-активности. Не делай то, что не просят. Тут невозможно угадать какая инициатива будет одобрена менеджером, а какая выйдет тебе боком. При этом может понизиться твоя производительность и это уж точно заметят все.

6bd2d427bcbeaaaba6b040438b279757.jpg

11--Не гордись своей проделанной работой публично. Если бы не ты сделал эту конкретную работу, то эту работу сделал бы кто-нибудь другой. Для менеджера твой "сетевой вклад" всегда равен абсолютному нулю.

12--Не верь в поздравления коллег в День Рождения. В офисе это всегда праздник лицемерия. Помни, что как только ты перейдешь в другую компанию никто из бывших коллег тебя не будет продолжать поздравлять.

Вот история из жизни (War Story). В день рождения босса одна сотрудница из офиса сочинила ко дню рождения босса песню, в день рождения она спела перед патроном эту песню, одновременно исполнила танец, за пару часов до этого она принесла домашний пирог, испеченный своими руками. Через полгода произошло слияние. Компанию переформировали и её босс стал руководить другими людьми. Однако в свой следующий ДР он принес тортик своей прошлой команде. Когда та дама увидела босса в следующий день его рождения она сказала: "А чё он приходил то?".

13--Тебя как инженера или программиста не должно вообще беспокоить качество продукта, который создает организация. Ты не должен болеть этим. Это должно заботить многочисленных менеджеров. Помни, что главный продукт западной компании это стоимость её акций, но никак не качество продукта.

14--Не боготвори компанию. Они всё равно от тебя избавятся (сольют/drop(нут)) как только поменяется рыночная конъюнктура. Причем произойти это может внезапно, буквально через несколько недель.

Вывод

Всегда помни, что западные капиталистические трудовые отношения это мир тотального отчуждения. Ты там даже не человек, а биоробот.

fac602489ac2174570c2117185534f84.jpg

Если ты где-то когда-то что-то слышал про тоталитаризм, то в западных компаниях ты познаешь это понятие на практике. Это классическая пирамида или административно-командная система управления сотрудниками. Есть своя "Штази". Переписка отслеживается. Менеджер знает какие вкладки ты открываешь в браузере, какие USB flash(ки) ты суешь в компьютер.

Работа в западной компании это не семья. Это наоборот. Там ты наверняка от менеджера услышишь такие слова как "да это просто бизнес, ничего личного", "'это бизнес не благотворительность" и прочее в этом же лейтмотиве.

 
Сверху