Почему разработчики создают так много сайд-проектов

Kate

Administrator
Команда форума
За последние два года я создал и запустил восемь небольших интернет-проектов от приложений до веб-сайтов. Большинство из них провалились, но вместе этих разношёрстных проектов хватает на кусок хлеба. Последний, Paper Website, позволяет вести блог, используя ручку и бумагу. Идея странная, но и у неё появились приверженцы, которые платят за использование сервиса каждый месяц.

Сайд-проект — это, как правило, проект, который разрабатывают в качестве хобби и развивают наряду с основной работой (моя основная работа — соучредитель и техдир финтех-стартапа) Это, например, робот на базе Raspberry Pi, приложение со списком задач или игра для iOS, которая приносит несколько долларов. Тем не менее, я заметил, что вместо того, чтобы развивать большой проект, разработчики всё чаще запускают много небольших, как и я.

Почему так? Да, платформы no-code, Codecademy и инструменты типа Stripe как никогда упростили написание и развертывание проекта. Но даже так — почему разработчики ведут так много сайд-проектов? В этой статье я рассмотрю самые интересные причины.

🎰 Азартные игры в казино сайд-проектов​

Сидя на большом золотом троне перед жадно слушающими писателями, Джордж Р. Р. Мартин говорил о карьере так:​


«Это карьера для игроков. Каждый раз, когда вы пишете книгу, вы снова бросаете кости. И вы не знаете, разнесут её на куски, или вас ждёт большой успех».

Мартин получал награды за ранние романы, пока четвёртая книга, «Шум Армагеддона», чуть не похоронила его карьеру. Только через 28 книг он наконец написал «Игру престолов».

Создатели интернет-проектов такие же азартные игроки. Волнение перед нажатием кнопки «запустить» на своей новой идее вызывает привыкание: вы просто не знаете, что будет дальше. Даже случайная игра, где маленькая жёлтая птичка летит через трубы из «Супер Марио», может стать Flappy Bird и приносить чистую прибыль в 50 000$ в день. Игра в слова, созданная для девушки, может стать вирусной, и получится Wordle.

Короче говоря: усилия, вложенные в интернет-проект, часто не совпадают с результатом. Осознав эту случайность на практике, вы просто запускаете большее количество проектов. Например:

  • Задания типа 12 стартапов за 12 месяцев, поставленные голландским программистом Питером Левелсом, привели к тому, что разработчик-одиночка запустил несколько проектов, которые приносят 3 000 000$ в год.
  • Благодаря сайтам типа ProductHunt можно придумать что-нибудь в понедельник, а уже к пятнице запустить свою идею на тысячи людей.
  • Пост под названием «Почему я запускаю 25 продуктов за 25 недель» — самый популярный на форуме IndieHackers.
Авторы обращаются со своими сайд-проектами как в казино. У небольших, но часто запускаемых проектов выше шансы сорвать джекпот.

🤳 Проекты как контент​

Creator Economy (блогерская экономика) процветает, и это не просто Инстаграм-модели, которые делают селфи на пляже на Ибице. Разработчики-инфлюенсеры — странный новый тип создателей, какими были влогеры и стримеры до них, но теперь это реальность. Проекты становятся одновременно их контентом и монетизацией.

Бен Авад стирает грань между разработчиком и обычным блогером: 1,3 миллиона подписчиков смотрят видео его проекта на YouTube, в TikTok и Twitter.​


«Некоторые называют это техническим юмором, некоторые — логами разработчика, — сказал он мне, пытаясь описать содержание. — Я уж и сам не знаю, как это называть». Например, одним из предыдущих проектов Авада был плагин VS Code для Tinder, где пользователи выбирают пару по фрагментам кода других людей.

«Плагин для Tinder действительно хорош, — объяснил он, — благодаря ему некоторые уже готовятся к свадьбе.

Проблема в том, что я знаю, что проекты шуточные. Но я серьёзный программист, и хочу сделать их хорошо. Так я сделал приложение на Android для Tinder One и расширение VS Code, потому что подумал: "Если бы я использовал его, было бы неплохо получить push-уведомление, если вдруг получу совпадение. Я не собираюсь сидеть в VS Code весь день"».

С тех пор Авад снял видео о серии стартапов, которые он запустил. «Если что-то хорошее случается в проекте, который я делаю — замечательно. Что-то хорошее уже случилось, плюс я могу сделать видео на YouTube, — сказал он. — Если с проектом, над которым я работаю, происходит что-то плохое — прискорбно, но, по крайней мере, я опять-таки могу сделать видео на YouTube. А людям очень нравится, когда случается что-то плохое».

Еще он добавил: «Я сделал все эти проекты только потому, что у меня нет хороших идей. Так что я лучше начну делать фигню, пока не придумаю что-нибудь хорошее… Думаю, моя цель — владеть одним бизнесом, который действительно большой. Я сажаю много разных семян, чтобы найти один большой проект, который мне понравится».

Его последний проект Voidpet: игра, похожая на тамагочи для поколения Z, насчитывает 130 000 пользователей.

Если не хотите скачивать приложение создателя или подписываться на кого-то вроде Авада через их видео, просто нажмите на тег #buildinpublic в Twitter и найдёте разработчиков с десятками ссылок в био на различные крошечные проекты, которые они создали. Подпишитесь на одного и присоединитесь к путешествию, полному взлётов и падений с запуском продукта, привлечением пользователей и даже выходом из ниши micro-SaaS за несколько тысяч долларов.

📉 Смягчение последствий краха проекта​

Ваш проект когда-нибудь разрушала революция в Казахстане? Скажу по опыту, что это довольно неприятно.

Дело было так. Однажды я обнаружил, что можно использовать домены с эмодзи в адресах электронной почты, например, hi@👋.kz. Понимая, что доступно много доменов .kz с эмодзи, я решил, что было бы здорово купить 300 штук и запустить сервис адреса электронной почты с эмодзи. Примерно через 1500 клиентов моя империя эмодзи рухнула, когда я получил этот твит:

d3760c52df9d2331a907f546c592247d.png

Оказывается, в Казахстане было полное отключение Интернета, которое сделало мой проект полностью недоступным.

3d798a68670726b9c42ea9c3eb3b6600.png

К счастью, через 10 дней паники всё восстановилось.

Другим повезло не так сильно: изменения в API, в алгоритмах поисковой выдачи и многие другие факторы могут убить проект. Так же как инвесторы покупают акции S&P 500 вместо того, чтобы поставить всё на Dogecoin, так и разработчики используют портфель из множества проектов, чтобы смягчить провал.

Даниэль Васальо управляет онлайн-сообществом и обучает, как создавать портфель небольших ставок.​


С октября 2021 года его сообщество выросло до 800 с лишним платящих студентов. «Иногда я в шутку говорю, что мой единственный бизнес-план — избежать необходимости возвращаться к работе с девяти до пяти», — сказал он во время недавнего разговора в Zoom.

«…Вот почему я люблю небольшие ставки: пробуешь что-то маленькое, и если тебя ждёт провал, это не так уж и разочаровывает. Если пробуешь что-то крупное, то неудача может легко отбить охоту у многих».

Он подытоживает мысли так: «Успех для меня — оставаться в игре. По сути, нужно просто избегать ее окончания».

Себастьян Дюбуа прекрасно знает такое состояние. В прошлом году его статья «Истории неудач в стартапах: как потерять 2000 часов и 200 000€ за 20 месяцев» стала вирусной в Hacker News.​


В статье рассказывалось о том, как Дюбуа потратил два года на написание кода для стартапа, который изо всех сил пытался запустить. Тем не менее, сейчас Дюбуа успешно развивает несколько небольших проектов.

«Теперь я разрабатываю ограниченные по времени и усилиям проекты, в которых больше преимуществ, чем недостатков», — написал он мне по электронной почте. Он создал сообщество, разработал два инфопродукта, которые достаточно хорошо продаются, и даже задумал книгу.

«Я создал мощный маховик между проектами в моем портфеле, — сказал он. — При этом я не погубил себя, чтобы добраться до этого момента. ;-)»

🌵 Веселье, практика и супертворчество​

Разработчики — очень креативные люди. Как музыкант сочиняет или художник рисует, разработчик может начать сайд-проект, чтобы раскрыть свой творческий потенциал.

Бен Иссен — харизматичный французский разработчик семи небольших проектов.​


«Я отношусь к своим проектам как к уходу за садом, — сказал он мне через Zoom из своей парижской квартиры. Этим приятно заниматься. Мои любимые проекты похожи на крошечный кактус: их легко посадить, они быстро растут и требуют немного воды и ухода».

Затем он подбегает к подоконнику и хватает огромный папоротник: «А такие проекты требуют много внимания, иначе они погибнут».


Если у вас много идей, создавать множество крошечных самодостаточных проектов просто весело. Можно запустить один, а затем перейти к следующему. Каждый раз будто правильно решаешь головоломку, когда приходишь от нуля к нескольким пользователям. И каждый проект — это больше практики, еще одно повторение, которое повышает уровень разработки, запуска и маркетинговые навыки.

Часто новые проекты вдохновлены предыдущими проектами или строятся на основе кода предыдущих, благодаря чему идеи становятся лучше, а воплощать их становится проще. Я провел опрос среди подписчиков, почему они развивают несколько проектов, а не фокусируются на одном. Основная причина для некоторых — творческий процесс. «Я большой поклонник перекрестного опыления. Если смешать то, что нечасто встречается вместе, получится что-то совершенно новое», — написал один человек.

Однако не все избегают крупных проектов. Как объяснил другой подписчик, маленькие проекты дают творческие идеи, которые направляют к большим: «Мои маленькие проекты помогают узнать, как работает большой. Мой основной проект — ствол дерева, а крошечные проекты — его ветки».

🔮 Выводы на будущее​

Больше всего во всех этих проектах меня впечатляет то, что мы наблюдаем появление совершенно уникальных компаний, которых обычно не существует. MSCHF — чрезвычайно новый пример венчурной компании. Она запускает вирусные проекты каждые две недели, но цифры говорят о том, что в конечном итоге у неё будет много компаний.

Итак, почему разработчики развивают так много сайд-проектов? Будь то желание создавать, учиться или разбогатеть, всё сводится к фундаментальным изменениям в том, как разработчики смотрят на свои проекты. Раньше вы включали сайд-проекты в резюме, чтобы сделать IT-карьеру. Теперь сайд-проекты сами могут стать вашей IT-карьерой.

 
Сверху