Разработка веб-приложения для транскрибирования аудиозаписей с использованием Python, Streamlit и AssemblyAI

Kate

Administrator
Команда форума
Автор статьи, перевод которой мы публикуем сегодня, хочет рассказать о том, как, пользуясь Streamlit, создать веб-приложение, которое позволяет пользователям транскрибировать аудиозаписи, выгружая их на специальный сервер. В проекте будет использован API AssemblyAI, позволяющий преобразовывать звукозапись речи в текст. Интерфейс проекта, достаточно строгий, будет украшен анимациями.

Приложение, о котором тут пойдёт речь, можно испытать здесь.

image

Веб-приложение в действии
Транскрибирование — это процесс преобразования аудиозаписи в текст. Хотя можно создать собственную систему, основанную на технологиях машинного обучения, предназначенную для извлечения текста из звука, это — весьма трудоёмкая задача:

  • Для извлечения признаков из аудиосигнала требуются глубокие знания в сфере обработки звуковых сигналов.
  • Нужно будет как-то достать (например — пользуясь методами добычи информации или веб-скрапинга) из разных источников большие объёмы данных.
  • Для построения модели нужно уметь обращаться с соответствующими библиотеками для машинного обучения, с такими, как PyTorch или TensorFlow.

К счастью, существует проект AssemblyAI, возможности которого, доступные даже в рамках бесплатного тарифного плана, позволяют транскрибировать аудиозаписи, выполнив буквально несколько запросов к соответствующему API.

В этом материале я расскажу о том, как создать веб-приложение, которое позволяет транскрибировать аудиозаписи с использованием AssemblyAI. Графическая часть приложения создана с помощью Streamlit — Python-фреймворка, предназначенного для создания интерфейсов приложений из сферы машинного обучения.

Полный исходный код проекта можно найти в этом репозитории.

Предварительные требования​


Для того чтобы создать этот проект нам понадобится следующее:

  • Учётная запись AssemblyAI (тут можно зарегистрироваться в системе, это бесплатно).
  • Ключ к API AssemblyAI (найти его можно здесь).
  • Знание основ Python 3.5+ (обратите внимание на то, что тут я буду пользоваться Python 3.9).
  • Умение работать с библиотекой requests (это не обязательно, но желательно).

Обзор используемых инструментов​


▍AssemblyAI​


Проект AssemblyAI используется для преобразования аудиозаписей в текст. Он предоставляет REST API, им можно пользоваться из программ, написанных на любом языке программирования, который позволяет выполнять запросы к подобным API. Это, например, JavaScript, PHP, Python и так далее. Мы будем выполнять запросы к API из программы, написанной на Python.

▍Streamlit​


Streamlit — то опенсорсный фреймворк для разработки пользовательских интерфейсов приложений, в которых применяются технологии машинного обучения. Для эффективного применения этого фреймворка не нужно знать HTML, CSS или JavaScript. В нём имеется обширная библиотека готовых компонентов, которые можно применять для быстрой разработки простых интерфейсов.

▍Requests​


Requests — это Python-библиотека, которую мы будем использовать для выполнения запросов к REST API AssemblyAI.

▍Python-dotenv​


Python-dotenv — это библиотека, с помощью которой мы будем считывать значения переменных из файлов .env.

Настройка директории проекта​


Создадим новую директорию, воспользовавшись инструментами командной строки:

mkdir ASSEMBLYAI


Для организации надёжного хранения секретных данных рекомендуется записывать их в файлы .env. Для того чтобы читать такие данные из подобных файлов — можно воспользоваться библиотекой python-dotenv. Ещё одним допустимым способом хранения секретных данных является их запись в переменные окружения.

В нашей новой директории ASSEMBLYAI создадим два Python-файла и один файл .env:

В Windows это делается так:

New-Item main.py, transcribe.py, .env


В macOS или в Linux можно воспользоваться такой командой:

touch main.py && touch transcribe.py && touch .env


Файл main.py будет содержать весь код, имеющий отношение к интерфейсу приложения, созданному с помощью Streamlit. В файле transcribe.py будет находиться код вспомогательных функций и код, реализующий взаимодействие с API AssemblyAI.

Отсюда можно загрузить MP3-файл для экспериментов. Назовём его testData.mp3 и сохраним в папке ASSEMBLYAI.

Настройка окружения проекта​


Сейчас мы должны находиться в директории ASSEMBLYAI. Если это не так, и мы, например, находимся в её родительской директории, перейти в неё можно с помощью следующей команды:

cd ASSEMBLYAI


Если вы раньше не работали с виртуальными окружениями — это значит, что вам, для продолжения работы, потребуется установить virtualenv.

В Windows это делается так:

python -m pip install -user virtualenv


В macOS и в Linux — так:

python3 -m pip install -user virtualenv


Сначала надо создать виртуальное окружение.

Вот вариант соответствующей команды для Windows:

python -m venv venv


Вот — команда для macOS или Linux:

python3 -m venv venv


Затем нужно будет активировать локальное виртуальное окружение.

В Windows это делается так:

venv/Scripts/activate


В macOS или Linux — так:

source venv/bin/activate


Подробности о настройке виртуальных окружений ищите здесь.

Для установки библиотек requests, steamlit и python-dotenv можно воспользоваться следующей командой:

pip install streamlit, requests, python-dotenv


После этого будут установлены свежие версии соответствующих библиотек.

Теперь содержимое папки ASSEMBLYAI должно выглядеть так, как показано на следующем рисунке.

916aaafdb8a05b3341d4efe6b3d343cf.png


Содержимое папки ASSEMBLYAI

Добавление ключа API в файл .env​


  • Откроем файл .env, который мы создали ранее.
  • Добавим в него следующее:

    API_TOKEN = "Your API Key"

  • Строку Your API Key нужно заменить на ключ API, полученный на сайте AssemblyAI.

Клонирование репозитория и запуск проекта​


Возможно вы, перед работой над собственным вариантом проекта, решите испытать готовое приложение на своём компьютере. Сделать это можно так:

  • Перейдём в соответствующий GitHub-репозиторий и загрузим его материалы.
  • Откроем командную строку и перейдём в папку с загруженными материалами.
  • Настроим виртуальное окружение так, как описано выше.
  • Активируем виртуальное окружение.
  • Создадим в папке с загруженными материалами файл .env и добавим в него ключ API (этот процесс описан в предыдущем разделе).
  • Необходимые библиотеки можно либо установить вручную, либо — воспользовавшись файлом requirements.txt, который имеется в папке проекта.

В Windows библиотеки можно установить так:

pip install streamlit, requests, python-dotenv


В macOS и Linux — так:

pip install streamlit requests python-dotenv


Или — так:

pip install -r requirements.txt


После того, как установлены все необходимые зависимости, выполним следующую команду:

streamlit run main.py


Должно запуститься веб-приложение, которое можно испытать, передав ему звуковой файл.

Транскрибирование MP3-файлов​


Прежде чем приступать к разработке интерфейса, нам понадобится несколько вспомогательных функций. Их мы будем использовать для выгрузки звуковых файлов на сервер AssemblyAI, который обработает файлы и возвратит нам их текстовое представление.

Код вспомогательных функций размещается в файле transcribe.py.

Импорт модулей, необходимых для работы вспомогательных функций​


Следующий фрагмент кода надо разместить в начале файла transcribe.py:

import os
from dotenv import load_dotenv
import requests


Вспомогательная функция №1: выгрузка локального аудиофайла на сервер AssemblyAI​


Первая функция, которую нам надо написать, отвечает за выгрузку на сервер AssemblyAI файла, хранящегося на нашем компьютере. Эта функция должна располагаться в файле transcribe.py.

Модель AssemblyAI ожидает, что к файлу можно будет обратиться по URL. Поэтому аудиофайл надо загрузить в blob-хранилище, что и позволит передать AssemblyAI необходимый URL. К нашему счастью, платформа AssemblyAI даёт нам механизм для быстрого и простого решения этой задачи.

А именно, нам нужно выполнить POST-запрос к следующей конечной точке API AssemblyAI:



В ответе на этот запрос будет содержаться временный URL для нашего файла. Этот URL можно передать другой конечной точке API AssemblyAI, которая носит имя transcript. Это — приватный URL, поэтому обращаться к нему могут только серверы AssemblyAI.

Все загруженные файлы после завершения транскрибирования немедленно удаляются. Сервис ничего не хранит.

Для выполнения POST-запроса мы воспользуемся ранее установленной библиотекой requests:

def get_url(token,data):
'''
Parameter:
token: The API key
data : The File Object to upload
Return Value:
url : Url to uploaded file
'''
headers = {'authorization': token}
response = requests.post('https://api.assemblyai.com/v2/upload',
headers=headers,
data=data)
url = response.json()["upload_url"]
print("Uploaded File and got temporary URL to file")
return url


  • Функция принимает пару параметров — токен API и объект, представляющий выгружаемый файл.
  • Мы выполняем POST-запрос к вышеупомянутому API AssemblyAI. В тело запроса мы включаем токен API и объект файла.
  • Объект ответа содержит URL выгруженного файла. Именно его и возвращает эта функция.

Вспомогательная функция №2: передача файла на транскрибирование​


Теперь у нас имеется функция, которая позволяет получить URL, ведущий к выгруженному на сервер AssemblyAI аудиофайлу. Мы воспользуемся этим URL для выполнения запроса к конечной точке, позволяющей выполнить расшифровку файла. Код функции, ответственной за это, будет находиться в файле transcribe.py.

Изначально запрос на транскрибирование аудиофайла приводит к созданию задания, пребывающего в состоянии queued, то есть — задания, поставленного в очередь. О том, как узнать о завершении этого задания, то есть — о его переходе в состояние completed, мы поговорим, описывая нашу последнюю вспомогательную функцию. Пока же мы поработаем над функцией, которая позволит выполнить запрос к конечной точке transcript, передав ей URL нашего файла. А именно, запрос нужно отправить по следующему адресу:



Эта функция очень похожа на предыдущую:

def get_transcribe_id(token,url):
'''
Parameter:
token: The API key
url : Url to uploaded file
Return Value:
id : The transcribe id of the file
'''
endpoint = "https://api.assemblyai.com/v2/transcript"
json = {
"audio_url": url
}
headers = {
"authorization": token,
"content-type": "application/json"
}
response = requests.post(endpoint, json=json, headers=headers)
id = response.json()['id']
print("Made request and file is currently queued")
return id


  • Функция принимает два параметра: токен API и URL аудиофайла, полученный от предыдущей функции.
  • Мы выполняем POST-запрос к конечной точке API AssemblyAI, которая называется transcript. Если система в этот момент не занимается обработкой некоего файла — немедленно начинается обработка файла, URL которого ей передан. Если же в момент выполнения запроса выполняется разбор другого файла, задание на обработку нового файла ставится в очередь и пребывает в ней до завершения предыдущего задания. Это — особенность бесплатного тарифного плана. Если вас интересует одновременная обработка нескольких файлов — вам понадобится платный тарифный план.
  • Объект ответа содержит ID — идентификатор задания на транскрибирование аудиозаписи. Этот ID будет использоваться при обращении к другой конечной точке для получения сведений о состоянии соответствующего задания.
  • Функция возвращает этот ID.

Вспомогательная функция №3: загрузка результатов транскрибирования аудиозаписи​


После того, как у нас имеется ID задания на транскрибирование аудиофайла, мы можем выполнить GET-запрос к соответствующей конечной точке API AssemblyAI для того чтобы узнать о состоянии задания:

https://api.assemblyai.com/v2/transcript/{transcribe_id}


Если не возникает ошибок, то состояние задания меняется с queued на processed, что указывает на то, что над ним ведётся работа. А потом, после завершения транскрибирования, задание переходит в состояние completed.

Нужно опрашивать эту конечную точку до тех пор, пока в нашем распоряжении не окажется объект ответа, содержимое которого указывает на то, что задание с соответствующим ID перешло в состояние completed.

В этой ситуации для периодического выполнения запросов можно воспользоваться циклом while. В каждой итерации цикла мы будем проверять состояние задания. Цикл будет выполняться до тех пор, пока задание не перейдёт в состояние completed. Процесс опроса некоей системы в ожидании завершения какой-то операции называют «поллингом» (от английского «polling»). Мы создадим этот механизм в ходе работы над пользовательским интерфейсом приложения.

Функция, код которой приведён ниже, просто отправляет серверу запрос о текущем состоянии задачи по транскрибированию аудиофайла. Она, как и вышеописанные функции, должна находиться в файле transcribe.py:

def get_text(token,transcribe_id):
'''
Parameter:
token: The API key
transcribe_id: The ID of the file which is being
Return Value:
result : The response object
'''
endpoint = f"https://api.assemblyai.com/v2/transcript/{transcribe_id}"
headers = {
"authorization": token
}
result = requests.get(endpoint, headers=headers).json()
return result


Вспомогательная функция №4: запрос результатов транскрибирования из пользовательского интерфейса​


Эта функция пользуется возможностями уже описанных вспомогательных функций get_url() и get_transcribe_id(). Она, кроме того, будет подключена к кнопке Upload, присутствующей в интерфейсе приложения. Она принимает лишь один параметр — объект файла. Вот как она работает:

  • Загружает токен API из файла .env.
  • Использует токен при вызове функций get_url() и get_transcribe_id().
  • Возвращает ID задания на транскрибирование аудиозаписи.

Ниже показан код функции. Она, как и другие вспомогательные функции, должна находиться в файле transcribe.py.

def upload_file(fileObj):
'''
Parameter:
fileObj: The File Object to transcribe
Return Value:
token : The API key
transcribe_id: The ID of the file which is being transcribed
'''
load_dotenv()
token = os.getenv("API_TOKEN")
file_url = get_url(token,fileObj)
transcribe_id = get_transcribe_id(token,file_url)
return token,transcribe_id


  • Мы пользуемся функцией load_dotenv() для загрузки данных из файла .env. Затем, пользуясь методом getenv() из модуля os, мы читаем значение переменной API_TOKEN, которая хранится в файле .env.
  • Вызывается функция get_url(), которой, в качестве параметров, передаётся объект файла и токен API.
  • Вызывается функция get_transcribe_id(), которой передаётся токен API и переменная file_url, содержащая то, что возвратила функция get_url().
  • Выполняется возврат токена API и ID задания на транскрибирование аудиозаписи.

Разработка пользовательского интерфейса приложения с помощью Streamlit​


Теперь, когда в нашем распоряжении имеются все необходимые вспомогательные функции, мы можем приступить к работе над интерфейсом приложения с применением Streamlit.

Но, прежде чем мы перейдём к рассмотрению кода, описывающего интерфейс, давайте взглянем на команды Streamlit, которыми мы будем пользоваться при создании компонентов интерфейса:

  • header(string), subheader(string), text(string) — эти команды выводят в интерфейсе текст, используя различные способы его форматирования, в частности — меняя размеры шрифта. Метод header() можно рассматривать как аналог тега <h1>, subheader() — как аналог <h2>, а text() — как аналог <p>.
  • file_uploader(label) — эта команда позволяет создать элемент для выгрузки файла, содержащий кнопку и поле, в которое можно перетащить файл. Параметр label — это строка, которая будет выведена над полем. Метод возвращает файловый объект. Мы будем пользоваться этим механизмом для приёма файлов от пользователя.
  • progress(integer) — создаёт индикатор прогресса. Параметр integer должен представлять собой число в диапазоне от 0 до 100. Он указывает на процент завершения некоей задачи. Если написать цикл for, в каждой итерации которого есть команда sleep(), приостанавливающая выполнение программы на 0,1 секунды, на основе этого цикла можно создать приятную анимацию индикатора прогресса.
  • spinner(label) — то, что передано этому методу в label, выводится до тех пор, пока мы находимся в соответствующем блоке кода.
  • balloons() — эта команда позволяет вывести симпатичную анимацию из воздушных шариков.

Создание компонентов пользовательского интерфейса​


Следующий код должен находиться в файле main.py. Этот файл будет точкой входа в веб-приложение.

Для начала надо импортировать в этот файл все необходимые модули и библиотеки:

import streamlit as st
from transcribe import *
import time


transcribe — это имя файла, в котором хранится код вспомогательных библиотек.

Для того чтобы проверить правильность импорта библиотек — можно попробовать выполнить следующую команду в командной строке. Прежде чем выполнять эту команду — надо проверить, чтобы было активировано виртуальное окружение, и чтобы текущей папкой являлась бы корневая папка проекта (ASSEMBLYAI):

streamlit run main.py


Если до этого момента всё было сделано правильно — после выполнения этой команды должна открыться пустая страница веб-приложения. Для того чтобы перезапустить приложение — можно либо воспользоваться командой меню Rerun, либо открыть веб-приложение и воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl + R (или Cmd + R).

Начнём с описания заголовка страницы и поля для выгрузки файлов.

Внесём в файл main.py следующий код:

st.header("Trascribe Audio")
fileObject = st.file_uploader(label = "Please upload your file" )


Если теперь снова запустить приложение, выглядеть оно должно так, как показано ниже.

a93824110151d9fed2dc250dcc6fab42.png


Приложение после добавления на его страницу заголовка и поля для загрузки файлов

Изначально переменная fileObject имеет значение None, а после выбора файла в ней будет объект файла.

fileObject = st.file_uploader(label = "Please upload your file" )
if fileObject:
token, t_id = upload_file(fileObject)
result = {}
#polling
sleep_duration = 1
percent_complete = 0
progress_bar = st.progress(percent_complete)
st.text("Currently in queue")
while result.get("status") != "processing":
percent_complete += sleep_duration
time.sleep(sleep_duration)
progress_bar.progress(percent_complete/10)
result = get_text(token,t_id)

sleep_duration = 0.01

for percent in range(percent_complete,101):
time.sleep(sleep_duration)
progress_bar.progress(percent)


Разберём основные детали этого кода:

  • Если значением fileObject не является None — мы вызываем функцию upload_file().
  • Мы пользуемся циклом while для поллинга конечной точки.
  • На каждой итерации цикла while создаётся индикатор прогресса, программа «засыпает» на 0,1 секунды и инкрементирует значение, передаваемое индикатору, на 1.
  • После того, как задание на транскрибирование перейдёт в состояние processing, время задержки уменьшается до 0,01 секунды. Это приводит к выводу довольно-таки интересной анимации, когда изначально полоса индикатора прогресса движется медленно, а после начала обработки файла ускоряется.

    0*YrXTHfRhBz9oCp9R

    Индикатор прогресса
  • После того, как индикатор прогресса укажет на то, что операция полностью завершена, мы снова начинаем обращаться к конечной точке. В этот раз мы проверяем задачу на предмет её завершения, на переход её в состояние completed. Во время поллинга конечной точки мы пользуемся функцией spinner() для показа соответствующего текста на странице.

    with st.spinner("Processing....."):
    while result.get("status") != 'completed':
    result = get_text(token,t_id)

  • После того, как состояние задачи изменится на completed — мы выходим из цикла while и, пользуясь функцией balloons(), выводим анимацию с воздушными шариками.

    st.balloons()
    st.header("Transcribed Text")
    st.subheader(result['text'])

  • И мы, наконец, выводим на экран результаты транскрибирования аудиозаписи.

В начале этого материала мы уже приводили анимированное изображение, демонстрирующее веб-приложение в действии. Приведём его снова. Полагаем, теперь вы видите его немного иначе, чем прежде.

0*TPv6E7Yg3y_VSihw


Веб-приложение в действии

Итоги​


Примите поздравления! Только что вы создали веб-приложение, которое умеет транскрибировать аудиозаписи. Вы, если хотите, вполне можете расширить его возможности. Например — рассмотрев следующие варианты его развития:

  • AssemblyAI позволяет пользователям сервиса указывать акустические модели и (или) языковые модели, используемые при транскрибировании аудиозаписей. В интерфейсе приложения выбор чего-то подобного можно представить в виде выпадающего списка, реализованного средствами Streamlit.
  • Пользователям приложения можно дать возможность записи и транскрибирования голоса. Для того чтобы решить эту задачу, понадобится приложить определённые усилия, так как в Streamlit нет встроенных компонентов, ориентированных на запись голоса. Но подобный компонент можно создать самостоятельно, воспользовавшись HTML и JavaScript. Если вас эта идея заинтересовала — загляните сюда.


Источник статьи: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/556158/
 
Сверху