Скучные задания, атмосфера постоянной спешки, акцент на недостатках. Что демотивирует разработчика

Kate

Administrator
Команда форума

— Что в работе вас мотивирует?
— В сутках слишком мало часов...
Мотивирует растянуть время.


Привет работникам мышки и клавиатуры, свидетелям кода и всем причастным к разработке. Меня зовут Игорь Кутько. Больше 20 лет я занимаюсь разработкой 1С. По образованию я учитель математики и информатики. Сейчас исполняю обязанности руководителя отдела разработки в компании iT.Artel. В силу своих обязанностей, постоянно общаюсь с разработчиками, наблюдаю и понимаю их настроения. Мне важно знать, что тормозит работу команды и как этому противостоять.

В статье поговорим о том, что демотивирует разработчиков программного обеспечения, можно ли победить в схватке с рутиной, гореть своим делом и избежать выгорания. Это будет полезно тем программистам, которые сейчас в начале своего профессионального пути: чтобы понимать, с какими трудностями придётся столкнуться, и что (спойлер) они преодолимы. А к опытным разработчикам у меня есть вопрос: как вы реанимируете свою мотивацию?

Задолго до того, как я написал свой первый код, античный философ Гераклит, по прозванию Темный, высказал светлую мысль: «Всё в мире из огня. Мир есть, был и будет вечным огнем, мерами затухающий и мерами возгорающийся». Я вам «не скажу за весь мир», но в профессии программиста точно. Ты можешь переживать яркие творческие подъемы, но рискуешь столкнуться и с жестоким выгоранием. И пока пользователь беззаботно скроллит, кликает, переходит по ссылке, по ту сторону экрана выгорает один «боец невидимого фронта» — программист. Или не один.

Мы привыкли к постоянному присутствию технологий, многое теперь решается «в одно нажатие». Это стало настолько органической частью нашей жизни, что мы даже не замечаем самого присутствия программы, но её отсутствие и выход из строя — почувствуем. Сколько людей стоит за промежутком от нажатия до свершения, и какой ценой даётся работа, которая делает нашу жизнь удобнее, а процессы быстрее — вряд ли пользователи часто об этом думают.По данным исследования аналитической платформы Haystack Analytics, 83% разработчиков страдают от выгорания на рабочем месте. Основные причины: высокая рабочая нагрузка (47%), не эффективно организованные процессы (31%), размытая постановка целей и задач (29%). Не прошла бесследно и пандемия: 81% разработчиков программного обеспечения сообщили о росте эмоционального выгорания, основной причиной указали увеличение рабочей нагрузки (помните, как сеть охватили исследования о том, что работая дома в период локдауна, люди парадоксально стали ещё меньше времени проводить с семьей или заниматься хобби).Сегодня мы не представляем бизнес, в котором не задействованы цифровые технологии. Их важность подтверждается и растущим количеством разработчиков, необходимых для поддержки IT индустрии. В Украине насчитывается уже более 200 тысяч программистов, а по оценкам Statistica, к 2024 году численность разработчиков программного обеспечения в мире вырастет до 28,7 миллиона человек. И, если случится массовый burnout, сложно будет не заметить.

«Секретный ингредиент» работающего кода — творчество​

Программист — творческая профессия. Поэтому пока на потухшие глаза дизайнера с пониманием кивают: «Да у него просто творческий кризис...», творческая составляющая работы программиста ещё не вполне признана и понятна большинству. Когда её вытесняет нарастающая лавина однотипной работы — это не скажется пагубно разве что на закаленном рутиной бухгалтере.

Но не всегда однотипные задания вгоняют в апатию. Так бывает, пока «каждый раз впервые». Наш junior, например, вчерашний студент, проходил у нас стажировку и остался работать. Для него еще каждая задача — интересный вызов, новый опыт. В то же время у другого, более опытного разработчика, она уже не вызывает азарта — слишком просто, слишком знакомо. Так что есть хорошая новость — это придет не сразу. Но есть и плохая — через определённое количество итераций с этим всё же придётся столкнуться. А чтобы подготовиться и знать, что всё не так безнадёжно, как может показаться в момент -надцатого повторения, вот, что об этом писал Михай Чиксентмихайи в книге «Поток. Психология оптимального переживания»: «Радость возникает на границе между скукой и боязнью не справиться, когда сложность задачи соответствует уровню мастерства, необходимому для ее решения». Так что если вы с самого начала знаете, как и за какое время придете к результату, это «дар и проклятье» вашего профессионализма.

Один из менеджеров проектов iT.Artel рассказал мне, как он вступает в схватку с «профессиональной скукой» программистов своей команды. Его подход похож на принцип создания видеоигры: чтобы держать игроков «на крючке» и поддерживать состояние того самого «потока» — сосредоточенности на работе без нарастающей неудовлетворенности, он располагает уровни игры (задачи проекта) в такой последовательности, чтобы после какого-то количества условно неинтересных задач стояла интересная. И она в этом маршруте — как новый уровень сложности и приобретенных навыков. То есть разработчик видит, что стоит одолеть посильную рутину и откроется бонус — задача нового уровня.

Одно «зачем» стоит тысячи «почему»​

Есть такой анекдот: детей попросили сочинить задачу, вызывают ученика и говорят: ну, читай свою задачу, мальчик. «На ферме было две курицы, одна свинья и три коровы», его в недоумении переспрашивают: «Так, а вопрос в задаче какой?» — «Вопрос: и шо?».

Когда разработчик ощущает бесполезность своей работы, это демотивирует. И можно сколько угодно усиливать внешнюю мотивацию, бросить к его ногам все плюшки мира и «работу в комфортном офисе» — это поможет только на время.

Внутренняя мотивация будет истощаться при выполнении вещей, лишенных нематериальной ценности. Это может прозвучать странно в условиях капиталистической гонки, но ежедневная работа с кодом — не тот случай, когда видишь красоту, чертя хокку на песке за секунду до цунами. Если результат работы, на которую брошено всё время и ресурсы, проживёт заведомо недолгую и скучную жизнь или необходимость в ней пропадёт ещё в процессе разработки, то как минимум в одном офисе на планете концентрация ощущения «всё тлен» превысит все допустимые референсные значения. Послевкусие от такой работы превратится из горького «в поисках утраченного времени» в еще более горькое «в поисках утраченного смысла».

Бессмысленность работы способствует выгоранию. Люди должны чувствовать, что их работа имеет значение и приносит пользу. Поэтому важно так же доносить обратную связь от клиента — если он остался доволен, это мотивирует. Значит, всё не напрасно, и вещь будет жить. Работа над продуктом, в который не веришь, изматывает. В крайних случаях, такое состояние может доходить вплоть до цинизма и критики самой идеи написания кода.

Не нужно карету — мы согласны и на тыкву... но с функционалом кареты​

Важно получить объективную оценку задачи. Если со стороны архитектора оценка занижена: приходит задача со сроками, условно, «до завтрашнего утра», а вам с командой очевидно — это невозможно. Либо оценка подгоняется под клиента: когда понятно, что он не сможет заплатить эту цену, оценка снижается до того количества часов, которые клиент оплатить может. Работа становится очень напряженной и нервной: приходится ужимать пояса, чтобы вписаться в заявленную оценку, при этом качество не должно пострадать. У атмосферы напряжения будет много негативных последствий: излишнее или повторяющееся раздражение в команде, гнев на коллег или необоснованные сомнения в их компетентности. Такие условия — благодатная почва для переутомления, которое настигает при попытках компенсировать отставание.

Всем угодить сложно. От вас ожидают, что вы сделаете всё ещё вчера, и никого не заботит, что это невозможно. Такая рассинхронизация между оценкой, ожиданиями и действительными возможностями будет очень давить на разработчика. Как говорится «Не плюй в колодец... вылетит — не поймаешь», — последствия неправильной оценки, нереалистичных ожиданий могут отразится на всех уровнях проекта: от менеджера до разработчика.

Деньги нужны, чтобы о них не думать​

В творческих профессиях важно, чтобы работа была в удовольствие, а это возможно, когда не оглядываешься на каждый свой шаг исключительно как на прибыль или убыток. Программисты — люди умные и широко образованные — кроме своих профессиональных навыков они, как правило, хорошо разбираются в одной или нескольких предметных областях, для которых создают продукты. И для таких людей зарплата не считается главным мотивирующим фактором. Когда взахлёб занимаешься любимым делом, уведомление о поступлении зарплаты воспринимается скорее приятным бонусом, а не возмещением за моральный ущерб, принесенный мучительной работой.

Здесь как с предостережениями об употреблении кофеина: после чашки эспрессо вы быстро взбодритесь, но через некоторое время, когда действие закончится, только ещё больше устанете. Повышение зарплаты может мотивировать краткосрочно, а потом высокая зарплата становится нормой и здесь уже нужна нематериальная составляющая.

Уровень зарплаты будет иметь большее значение в начале карьеры, а по мере профессионального роста и развития программиста её важность снижается, начинают превалировать другие факторы. Например, повышение уровня профессиональных компетенций. Бывает работаешь, изобретаешь какие-то ходы часами, а потом кто-то тебе покажет, что это можно было написать в одну строку и в два раза быстрее — этот велосипед уже придумали. Садишься и едешь дальше уже с новой скоростью. Может быть даже на электромоторе и в горку.

Постоянное развитие необходимо, нужно чувствовать свой прогресс и катализировать его. Видеть, что ты растешь, и это отражается на качестве твоей работы.

Мы все слышали, что «художник должен быть голодным», но во времена, когда появилась эта фраза, просто ещё не успели проверить, на что способен сытый художник. А способен он на многое, когда не нужно выживать и базовые потребности закрыты. Так что отсутствие справедливой зарплаты будет демотивировать и отбросит к следующему пункту — отсутствию признания достижений.

Рыба плывёт с головы: актуализировать успехи​

Если руководство замечает в твоей работе только минусы и не отмечает плюсы, это демотивирует, может усилить ощущение напрасности усилий. Справедливое отношение и подчёркивание хорошего создают благоприятную атмосферу для работы. Но важна и конструктивная критика.

Так что роль руководителя — это оценка в обе стороны: и в плюс, и в минус. И поскольку успех в работе тесно связан с тем, занимаетесь ли вы любимым делом, здесь и законы действуют почти те же, что в любви — убивает не критика, а полное равнодушие. Нужно актуализировать успехи по факту их достижения — ничего не оставлять незамеченным.

Внимание — важно. Даже небольшие подарки от фирмы из категории «мелочь, а приятно» могут неожиданно сильно и положительно сказаться на мотивации — это подкрепляет чувство причастности к команде, общему делу, показывает заботу компании о сотрудниках. Это показатель отношения руководства — каждый ценен.

Однажды у нас был случай, который заставил по-новому взглянуть на знакомую, проторенную тропу корпоративной жизни: пришел новый член команды — опытный программист с большим стажем и удивил нас своей искренней радостью от welcome gift и небольшого сувенира, который у нас получают по окончанию испытательного срока. Для него значимость такого жеста оказалась достаточно высокой. Для тех, кто долго работает это уже привычная вещь, а кому-то в новинку.

Быстрее, выше, сильнее, ничья​

В зависимости от характера, может мотивировать соревновательный фактор: стать «лучшим программистом недели» или не стать «худшим программистом века». Кто-то будет стремится к результату «наперегонки», а кому-то условные звания будут безразличны — ему достаточно просто хорошо делать свою работу. Но в таком способе мотивации есть следующая опасность: если человек будет слишком зависеть от этой оценки, это может его серьезно демотивировать в случае недостижения какой-то планки. Так что, пожалуй, эффективнее всего поощрять соревнование с самим собой, а значит и рост всей команды над её вчерашними достижениями.

Дело техники​

В книге Ремарка «Три товарища» машина по имени Карл, на первый взгляд колымага, которая вот-вот развалится, скрывала под капотом мощный двигатель. Своим видом — музейного экспоната, Карл приводил обладателей гоночных машин в недоумение, подстёгивал ни о чём не подозревающих водителей померяться силами, а потом обыгрывал их в пух и прах. Но если вам в ІТ компании выдали такую развалюху, не стоит ждать, что она будет развивать скорость света в обработке данных.

Если программист получает в пользование от компании технику низкого качества, которая будет тормозить работу, это будет воспринято как неуважение компании к своим сотрудникам. При том, имеет значение не только техника личного пользования, но и коллективного. Когда офис-менеджер в ІТ компании не может распечатать договор, потому что «сверху какая-то чёрная полоса», это тоже заставляет задуматься.

Тянем-потянем...и вытянуть можем​

Допустим, вы попали на увлекательный многообещающий проект. Интересные задачи, большие перспективы для развития ваших профессиональных навыков. Но вот почему-то встать с кровати всё сложнее, а желание идти на работу всё меньше. В чём же дело?

Хотя на нашу удовлетворенность работой влияет непосредственно работа, еще ощутимее может сказаться качество общения как на работе, так и вне неё. Взаимоотношения в коллективе, атмосфера в команде — всё это может здорово мотивировать. Вы не останетесь с проблемой один на один, всегда есть кому задать вопрос и с кем вместе найти ответ. Чужой опыт непередаваем, но вот знания — да. И ценность команды в постоянном обмене знаниями, потому что это как в живом организме — пока будут циркулировать знания, команда будет жить и вместе встречать трудности. Удовлетворение от результата, полученного усилиями команды, умножается как минимум на количество членов команды. Проверено.

Но если вы ощущаете команду как «инородное тело» и вместо трудностей с кодом вам приходится решать конфликты с коллегами — не спешите винить себя в том, что «не вписываетесь в коллектив». Всегда ищите решение наиболее комфортное для вас. Это может быть отстаивание своих границ, а возможно и смена компании.

Соло на клавиатуре: каденция​

Когда мы с коллегами обсуждали, что может демотивировать программиста, оказалось легче вспомнить то, что мотивирует. А потом уже можно пойти от обратного. Но туда лучше не ходить. И чтобы вы не перепутали указатель, вот куда лучше не сворачивать (если столкнётесь, идите в противоположную сторону):

  • Рутинная работа, однотипные повторяющиеся задачи.
  • Отсутствие смысла — вы не понимаете что здесь делаете, зачем всё это и какая в этом польза.
  • Дедлайны и атмосфера постоянной спешки.
  • Неадекватная оценка — рассинхронизация ожиданий и запросов с тем, что действительно возможно сделать и за какие сроки.
  • Нечеткая постановка — задача «всё и ни о чём».
  • Несправедливая оплата труда.
  • Отсутствие возможностей профессионального роста.
  • Устаревшая техника.
  • Игнорирование успехов и постоянный акцент на недостатках и минусах.
  • Отсутствие взаимопонимания в команде.
Как гласит древняя мудрость: «Если гора не идёт к Магомету, то... кому нужна такая гора». Всё перечисленное, конечно, не повод бросить программирование при первом же выгорании, но хороший повод, чтобы попытаться изменить свое отношение к происходящему. Мне ещё не встречались программисты, не столкнувшиеся с выгоранием на том или ином этапе своей карьеры. Все мы проходим через многие демотивирующие факторы, в которых можно увязнуть и остаться без сил на новый шаг. Но причин сделать его всегда будет больше.

 
Сверху