Советы сеньоров: как прокачать знания junior Product Manager

Kate

Administrator
Команда форума

Андрей Радич, Head of Product в YouScan​

10 лет в продакт-менеджменте, 20 лет в IT

Прежде всего, я хотел бы отметить, что продакт-менеджер — это очень общее понятие, под которым часто скрываются совершенно непохожие друг на друга роли. Это почти как пресловутый анекдотический герой — «компьютерщик», способный и принтер починить, и пароль подобрать.

Работа продакта в аутсорсинговой компании, обслуживающей потребности нескольких крупных корпоративных клиентов и в B2C стартапе, работающего по SaaS-модели, имеют между собой мало общего. Более того, даже в однотипных, на первый взгляд, продуктовых компаниях работа продакта может сильно отличаться из-за различий в структуре компании, стратегии и корпоративной культуре.

Но, несмотря на это все, есть основные навыки, которые, по моему мнению, нужно развивать абсолютно любому продакту:

  1. Учитесь понимать принципы работы бизнеса, «откуда берутся деньги». Так же, как инженеру, проектирующему двигатели, важно понимать законы физики, для продакт-менеджера важно понимать законы бизнеса: принципы работы маркетинга, продаж, удержания клиентов. Также постоянно исследуйте продукты, которые вас окружают, и задавайте себе вопрос, что сделало одни из них успешными, а другие привело к банкротству.
  2. Развивайте статистическое мышление. Перестаньте использовать фразы типа «Люди всегда делают так» или «Никто так не делает». Вообще перестаньте думать о любых событиях, что они точно или произойдут, или не произойдут. Всегда думайте категориями вероятностных распределений, когорт и персентилей. Не только на работе, а постоянно, в любых ситуациях. Например, вы пригласили 10 друзей на праздничный ужин, а удалось забронировать стол только на 8, но вы спокойны, поскольку по опыту знаете, что, скорее всего, придут человек 6-7, а вероятность того, что придут хотя бы 9, — не более 10 процентов. Если у вас гуманитарное образование, то я крайне рекомендовал бы освоить азы матстатистики.
  3. Учитесь оценивать риски и управлять ими. Этот навык напрямую связан с предыдущим. В любой ситуации вы должны постоянно думать о том, что может пойти не так, а также быстро оценивать, какая вероятность того, что это произойдет, и насколько разрушительными будут последствия. Опять-таки, не только на работе. В описанной выше ситуации вы осознаете, что вероятность того, что придут все, все же ненулевая, и у вас должен быть план «Б» на этот случай, например, перейти в «фуршетный» формат.
  4. Постоянно ищите возможности. Этот навык напрямую связан со статистическим мышлением и управлением рисками. Самые интересные возможности обычно находятся в области, где вероятность невелика, и если вы будете исходить из того, что «это невозможно», то все самое «вкусное» будет проходить мимо вас. Учитесь преобразовывать «это невозможно» в «есть такой-то шанс, есть такие-то риски, их можно адресовать так и так».
  5. Прокачивайте навыки коммуникации. То, насколько хорошо вы продумали какую-то идею, не будет иметь никакого значения, если никто этого не поймет. У хорошего же продакта задача сложнее: идея должна быть не просто понятна, команда должна ею «загореться» и хорошо понимать, зачем они это делают.
  6. Развивайте любопытство. Практикуйте принцип «5 почему», но я бы сказал больше — не переставайте задавать вопрос «Почему?» или «Зачем?» столько раз, сколько потребуется. Никогда не останавливайтесь. Пользователь хочет такую-то кнопку. Зачем? — Чтобы подготовить отчет. Зачем? — Чтобы отправить «руководству». Зачем? — Чтобы проконтролировать ключевые показатели. Зачем? — Чтобы принять решение о распределении ресурсов... Понимая всю эту цепочку, вы сможете помогать пользователю решить его настоящую проблему оптимальным образом.
  7. Посещайте продуктовые «тусовки»: конференции и митапы, благо их становится все больше и больше. Это самый верный способ увидеть всю широту подходов к продакт-менеджменту, а также быть в курсе всех свежих веяний. Могу рекомендовать конференции Confidence Conf и Growth Marketing Stage, организуемые Ярославом Степаненко и Павлом Педенко, митапы, которые они организовывают, ProductTank, митапы в Unit.City.

Евгений Цветухин, Product Manager в Railsware​

12 лет опыта в профессии

Сильная базовая экспертиза​

Из моего опыта, глубокие знания хотя бы в одной из функций бизнеса помогают стать успешным продактом гораздо больше, чем поверхностные широкие знания во всех направлениях сразу, так как получается Jack of all trades and master of none. На практике такие широкие специалисты хорошо владеют словарем, но не могут заделиверить качественный результат. И сильная команда (особенно разработчики) это чувствуют. Теряется уважение, становится невозможно работать.

Потому начинайте с прокачивания своей базовой экспертизы: став крутым в чём-то одном, намного легче познавать остальное. С 2015 года Alpha HQ проводит ежегодный опрос 200-300 продактов и выкладывают «Product Management Insights Report», из года в год в продакт-менеджеры чаще всего переходят специалисты из Business Analytics, Engineering, Marketing & Sales (заполнив их опрос, можно получить репорт в PDF). Интересно, что только 8% из тех, кто стартовал как продакт, развиваются в этой функции, разумеется, непонятно, с каким успехом.

Эго мешает в работе​

С одной стороны, амбиции помогают добиваться результатов. C другой — эго приобретает негативный оттенок. Если из-за своего мнения ты не слышишь пользователей, страдает продукт, команда и приоритизация. Ты теряешь связь с реальностью. Самая сложная задача продакта — смотреть на ситуацию непредвзято, вживаться в роль юзера. Customer Development должен стать стилем жизни.

Но это не значит, что нужно полностью отказаться от своего мнения. Выслушай все стороны, разложи на плюсы и минусы, придай каждому приоритет и вес, добавь свое мнение в эту систему и посмотри на всю картину целиком. Только так принимай решения. Отслеживай каждый раз, когда твоё решение было хуже других, и учись выбирать без эго. Продакт-менеджер не должен знать всех ответов или быть предсказателем.

Качай дополнительные скилы — T-Shaped

Если ты маркетолог, в себе нужно развивать скилы инженера, BA, продавца. И наоборот. Я в свое время перешел в Product Management из QA c инженерным образованием. В начале учился бизнес-анализу, операционке, финансам и потом маркетингу. Каждая новая функция — как новый мир. Оказывается, я никогда до этого не смотрел на вещи с этой точки зрения. Успешному продакту нужны сразу несколько пар глаз, это большой шаг в product vision. Но большинство смотрят только одним глазом :) Например, 4 года назад в Mailtrap.io мы недооценивали силу рекламы и маркетинга. Хороший продукт был практически без пользователей — всего 38 000. Когда мы наконец запустили рекламу, продукт начал быстро расти и уже собрал 550 000+ пользователей.

Методологии рулят​

Существует невероятно много продуктовых методологий, которые экономят время и структурируют мозги. Звучит банально, но вот вам пример: год назад мы получили 350+ заявок на позицию Product Manager, но не смогли нанять специалиста. У кандидатов не было минимальных знаний подходов к созданию продуктов, а стратегия строилась на интуиции или опыте 2-3 кейсов. Вот вам минимальный набор подходов для старта: Lean Startup, Lean Canvas, Value Proposition, Customer Development, Roadmap, MVP и набор продуктовых метрик. Недавно был на воркшопе у продакт-менеджера Uber — основной посыл был как раз о базовых продуктовых методологиях.

Адвайзер/ментор сэкономит 10 лет​

Нетворкайте и найдите себе адвайзера или ментора. У нас в Украине очень классное продуктовое комьюнити: люди открыты к общению и обмену информацией. Найди человека с твоей моделью: если ты маркетолог, найди маркетолога, который стал продактом. Такое взаимодействие сэкономит тебе 10 лет. Книжки могут противоречить друг другу и описывать устаревшие кейсы. Поэтому ресурсы советовать не буду, хотя их много :) Как всегда, Google в помощь.

Александр Емельянов, Chief Product Officer в Bioniq, Лондон​

8 лет в профессии

Как прокачивать знания? Только практикой. Теория продакт-менеджмента достаточно проста и понятна. После прочтения второй, третьей, четвертой книги вы не узнаете ничего нового.

Главная задача продакт-менеджера — формировать и валидировать гипотезы, которые помогают продукту. В тепличных теоретических условиях вы не сможете сэмулировать принятие решений в реальной среде.

Всем начинающим продакт-менеджерам я бы рекомендовал одно — делайте свой продукт. Хороший продакт-менеджер должен обладать скилами питчинга и просто уметь общаться с людьми. Используйте это качество для того, чтоб привлечь в свою команду разработчиков, которые смогут за долю в продукте (на самом деле их мотивация похожа на вашу — улучшить свои скилы и сделать что-то «свое») помочь вам выпустить продукт на рынок.

Уже на моменте проектирования функционала вы можете вникать в настоящий продакт-менеджмент: проводите пользовательские интервью для выяснения потребностей рынка, изучайте конкурентов и их юнит-экономику, формируйте гипотезы функционала продукта, расписывайте Go To Market план с prediction конверсий acquisition, retention, ревенью, настраивайте системы аналитики, обвязывайте все ивентами, управляйте разработкой.

После выхода продукта на рынок находите минимальный бюджет на acquisition, общайтесь с аффилиатными сетями, проводите сплит-тестирование креативов, продуктовой страницы, делайте продуктовые эксперименты и считайте реальную юнит-экономику. В условиях ограниченного бюджета вам придется задуматься о еще одной важной составляющей — реферальном трафике и viral loops, делайте и их. Звучит как неплохая практика, да? Скорее всего, ваш продукт провалится на рынке, но и это вам только на пользу. Анализируйте, чего именно вам не хватило для построения sustainable business model и какие именно расчеты оказались нереалистичными.

Я не буду рекомендовать курсы по продакт-менеджменту (не факт, что они вам помогут, и всю теоретическую информацию вы можете бесплатно найти в ютубе). Из полезного, порекомендую смотреть кейсы реальных продуктовых экспериментов, например здесь. Лично мне всегда полезно и интересно наблюдать за тем, как например Uber Eats использует дефицит для увеличения продаж, Hopper использует фиксирование установки (priming) для погружения пользователя в соответствующее настроение перед покупкой билетов и разбирать chekout flow Zapier. Я увлекаюсь еще и поведенческой экономикой для того, чтобы лучше понимать, какие факторы влияют на принятие решением пользователем, и формировать более качественный value proposition, но это уже личное дело каждого.

Дмитрий Тимченко, Product Manager в AB Soft​

5 лет в профессии

Впервые пишу такого рода User Story. Свой путь менеджера по продукту я начал после 6 лет работы в логистике. Тогда я понимал, что вот так с наскока прийти и стать менеджером продукта, не имея понимания методологий разработки, развития клиента (customer development), без опыта сбора и анализа данных, знаний лучших практик в UX/UI у меня не получится. Единственное, что у меня было — это знание английского языка, что, безусловно, важно в ИТ-сфере в целом, независимо от роли и опыта управления командой.

Первое, что необходимо понять, — это наиболее важные навыки для работы продакт-менеджера, так сказать, must have skills. Как это сделать? Самый простой способ — ознакомиться с требованиями к вакансиям на данную позицию. Сразу скажу, что менеджеры по продуктам не обязательно должны быть программистами или инженерами, но они должны быть технически подкованы.

Для прокачки технических скилов я закончил курсы Manual QA и Python и какое-то время проработал Manual QA. В совокупности это дало понимание цикла разработки продукта, технических ограничений, опыт оценки задач и т. д.

Со временем у меня сложился набор hard & soft skills, которые, по моему мнению, необходимы менеджеру продукта:

Hard skills​

  • Продуктовая стратегия (анализ целевой аудитории, определение продуктовой и ценовой стратегии, анализ конкурентов).
  • Аналитика (определение и понимание метрик, знание методологий тестирования).
  • Процесс разработки продукта (тесты гипотез, построение стратегии роста и оптимизации).
  • Исследование (качественные и количественные исследования, Customer development, исследование рынка, исследование и создание customer journey map).
  • Дизайн (понимание лучших практик в UX/UI, совместная работа над дизайном продукта).
  • Экономика (понимание микроэкономики, юнит-экономики, бизнес-модели).

Soft skills​

  • Коммуникация и презентация (практики переговоров, предоставление и получение отзывов, делиться знаниями, работа с командой, презентация видения).
  • Лидерство (понимание и взаимодействие с типами лидерства).
  • Time management (работа с приоритетами, умение делегировать).
  • Стремление (на уровне себя, команды, компании).
  • Критическое мышление (развивать умение думать out of the box).
  • Ответственность.
  • Работа с заинтересованными сторонами.
Также добавлю, что прослеживается тренд: менеджеру по продукту необходимо развивать свою компетенцию в маркетинге, начиная с базовых принципов построения маркетинговых систем. Это поможет планировать развитие продукта с точки зрения потребностей целевой аудитории и сократить расходы на продвижение продукта в будущем.

Как устроиться на работу Product manager​

Когда вам будет казаться, что вы уже готовы и ваши навыки соответствуют тому списку must have skills, который вы для себя составили, смело начинайте поиски, откликайтесь на вакансии и ждите собеседований. Скорее всего, первые пару собеседований, вы провалите с треском, по крайней мере, так было у меня. Но в этом есть огромный плюс, я смог понять, какие еще остались слабые стороны, требующие развития. Так как зачастую мы крайне редко можем честно признаться себе в своих слабостях, особенно после того, как уже было потрачено определенное количество времени для прокачки себя. Кто бы что ни говорил, собеседование — это стресс. Поэтому опыт прохождения собеседований поможет чувствовать себя увереннее, и здесь, к слову, еще поможет ваш soft skill — коммуникация и презентация.

Свою первую позицию в роли junior Product Manager я получил после удачного знакомства с одним из собственником компании на какой-то ИТ-конференции. Я рассказал (презентовал) ему идею для приложения. Скажу сразу, приложение мы не реализовали, но ему понравилось мое видение продукта, анализ рынка, customer development, который я проделал. И в итоге после еще нескольких собеседований с сотрудниками компании, мне предложили позицию ассистента Product Manager в одном из проектов.

Поэтому, если все вышенаписанное вас вдохновляет и вызывает желание начать изучать или развиваться, тогда вы на верном пути, и вас ждет лучшая работа в мире.

Курсы:​

Книги:​

Мария Шевченко, Product Manager в SoftServe​

4 года в профессии

Одно из ключевых правил развития (неважно — в продуктовом менеджменте, шоссейнойм велоспорте или в трейловом беге) — это выход из зоны комфорта. Обожаю выражение: You need to be comfortable being uncomfortable.

Да, страшно что-то делать впервые. Да, кажется, что не сможешь. Да, всем наплевать на твои успехи. Но никто не говорил, что будет легко. Ну и, в конце-концов, вы всегда можете остановиться и начать жить размеренной жизнью с обычной работой, обычной зарплатой, обычными задачами и графиком с 9 до 6. Но кому это надо?)

В марафоне главное — пробежать первые 40 км, а в своем развитии — не прекращать пробовать что-то новое.

Люди​

Окружите себя теми, кого считаете профессионалами. Физически — посещая митапы, лекции, конференции и другие офлайн-мероприятия. Я доверяю всем событиям Projector, Growth Marketing Stage и Grammarly — пока что они лидеры в продуктовых ивентах.

Диджитально — подписываясь на людей в соцсетях, читая их блоги и/или рассылки, слушая вебинары и/или онлайн-лекции. Слушайте, слышьте, расширяйте свой словарь и круг общения. Люди — ключ ко всему. Вот малая часть людей, на которых советую подписаться: Олег Якубенков (GoPractice курс и блог), Родион Сорокин (service design), Женя Клепа (стартапы и вот это вот все), Саша Трегуб (главный в Projector), Дима Миндра (человек-вдохновение и человек-постоянная-учеба), Вова Смирнов (дизайн-директор в spiilka design buro), Ваня Замесин (META, custdev.me), Дима Лисицкий (influ2), Миша Нестор (CPO Kyivstar), Алена Возная (EVO company).

Но будьте аккуратны — популярный персонаж с 5к друзей на фейсбуке не обязательно будет крутым профессионалом. Отделить зерна от плевел мне помогает проверка кейсов человека и знакомство с ней/ним (по возможности). Погуглите информацию о человеке, спросите ваших общих знакомых — это поможет принять решение.

Кейсы​

Это может быть дополнительная задача на вашей текущей работе или параллельный проект вместе с коллегой. Ваш собственный онлайн-магазин чего угодно или благотворительный пет-проект. Пройдя весь путь от возникновения идеи до первых\десятых продаж, вы на себе опробуете то, о чем читали и прокачаете и hard skills, и soft skills.

Можно долго учить теорию, но пока вы не наделаете своих ошибок на практике — вы не научитесь должным образом. Спросите у вашего окружения, кому нужен продакт-джун, и вам точно что-то посоветуют. Тем более, если бесплатно (хотя я свято верю в то, что любая работа должна оплачиваться). Идите на хакатоны, практикумы и другие мероприятия, где сможете быстро наделать много ошибок. Берите на себя больше ответственности на работе и вне работы — комитмент перед авторитетными для вас людьми окрыляет и дает тот самый пинок под зад, которого не хватало.

Контент​

В любом виде, который вам ближе — видео, аудио, блоги, книги, статьи. Тогда, когда вам комфортно — по пути на работу, на пробежке, утром или перед сном. На том языке, который ближе (английский в идеале, но лично мне не весь контент поддается пока что). С радостью делюсь своей подборкой и надеюсь, что она будет полезной.

Ключевой момент в том, чтобы потреблять информацию осознанно. Это значит не читать ради поста в фейсбуке о том, что ты прочла/прочел, а читать вдумчиво, сфокусированно, пребывая в состоянии потока. Мне помогают заметки на полях (буквально), телефон экраном вниз с flight mode, конспектирование и написание мини-обзора книги/статьи после прочтения/прослушивания.

Ищите тот формат, который подойдет персонально вам и заведите себе новую привычку — осознанно потреблять контент. Например, час-полтора перед работой или час после работы.

Главное — не бояться. Все мы — просто люди и все мы когда-то начинали. Если случился факап — оглянитесь, примите случившееся, исправьте все, что в ваших силах, сделайте выводы и идите дальше. Ведь впереди в жизни еще так много факапов, которые надо успеть совершить :)

 
Сверху