Удаленка vs double job, или Почему люди не хотят возвращаться в офисы

Kate

Administrator
Команда форума
Прежде чем предложить вам, уважаемые читатели, последующую статью, разрешите представиться — Юрий (Сергеев) Байрон. У меня за плечами два британских университета (Brighton и Kingston, уровень Masters), неоконченное PhD, имею отношение к Business- and IT-индустриям.

Возможно, это провокационный материал, но я все чаще сталкиваюсь с этим вопросом в реальном мире, поэтому сложно пройти мимо. Однако я постараюсь не занимать чью-либо сторону. Объективность и незаангажированность — наше все! Статья может быть одинаково интересна и сотрудникам, и работодателям.

photo_2021-09-03_11-13-07.jpg
Иллюстрация Марии Рыбак

С чего все началось​

Предыстория довольно проста: я прочёл байку про разработчика в Штатах, который умудрялся одновременно работать на десяти проектах. Вернее, он не справлялся с задачами на одном проекте в течение первых 2–3 месяцев, и затем его увольняли. И все бы ничего, если бы не 10 работ одновременно и заявленная сумма дохода 1,5 миллиона долларов в год. Похожие истории, но про 3–5 позиций и доход 600—800К встречаются все чаще.

Тем не менее я решил копнуть глубже, и оказалось, что дыма без огня не бывает и наличие как минимум ещё одной полноценной работы абсолютно не редкость. И это уже мировая практика удаленки. Вот только работодатели, как правило, не в курсе. Хотя уже начали догадываться.

Как сказал мой брат, работодатель в мире IT: «Люди — не рабы. Сами выбирают, как распоряжаться своим временем». Просто раньше была возможность халтурить на стороне в офисе, но скорее в нерабочее время.

Сейчас с отсутствием офисного контроля, сложностью remote-оценки загруженности сотрудника появилось два лагеря. Первый — «кто понял жизнь, работать бросил», специалисты, которые не перенапрягаются и живут на удаленке в своё удовольствие. И второй — «стахановцы», использующие временные пробелы для другого проекта, обучения или даже преподавания, имея на выходе двойной эффект (в денежных знаках).

Думаю, многие из читающих эту статью играли в тетрис. Идея в том, что работающему на 2+ позициях одновременно часто приходится крутиться между двух огней, чтобы не только все успеть, но и «не спалиться». И задача эта выполнимая. А три лэптопа (work 1, work 2, personal) это не так уж и много.

С другой стороны, пробки никто не отменял, и возможность жить близко к офису есть далеко не у каждого (это я пишу в поддержку удаленки). Я живу за городом и часто по дороге в офис останавливаюсь где придется, провожу встречи в Zoom либо преподаю онлайн. И будучи консерватором по натуре, мне это изначально не нравилось, но оказалось, что это был всего лишь вопрос времени и хороших наушников.

Предлагаю следующий формат: сначала посмотрим на вопрос со стороны сотрудника, потом со стороны работодателя. Я уверен, что возможно разрулить все мирным и взаимовыгодным путём. Win-win is much better than any war.

Работники: мотивация, know-how, последствия​

Думаю, самый главный катализатор весьма прозаичен и прост — деньги. Две работы — это прирост +100%, и такой ROI получить не просто, а здесь мы вкладываем в себя. В конечном счете, опуская чувство усталости и стресс, еще и улучшаем скилы и получаем опыт. Не говоря уже о high degree of flexibility. При условии, что мы таки пашем, а не просто играем в прятки и тетрис.

Однако тут есть мнение, что, возможно, лучше быть середняком на обеих (или больше) работах, чем пытаться быть звездой на одной. Если говорить о деньгах, то звезда получит +15–20% в денежную карму, середняк 100% х 2. Разница очевидна, может быть, работодателю есть смысл присматриваться более плотно к системе бонусов и поощрений, но об этом позже.

Из вышесказанного вытекает дальнейший посыл, что талантливый сотрудник, будучи недогруженным и недооценённым, вполне логично начинает пускать свою энергию в другое русло. Вторая работа со временем может стать главной. «Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше». И это нормально, особенно если есть мотивация и катализаторы.

Кстати говоря, желание зарабатывать больше ещё не значит, что у человека выросли потребности (несмотря на рост цен). Тут скорее перестраховка, в некотором смысле post COVID effect. Принимая во внимание волны увольнений и общую турбулентность рынков, многие вынуждены прикрывать тыл, ведь совсем не факт, что не выгонят с обеих работ, а семью кормить надо.

И выделю третий вариант, обозвав его хитрожопостью. Уж простите за прямоту. Абсолютно естественная человеческая реакция — искать брешь в системе. Увидев возможность, многие ей воспользуются. Например, отсутствие или очень малый контроль на удаленке, профессиональные таланты, позволяющие делать больше, наличие дополнительного времени и дефицит кадров на рынке. Думаю, можно назвать еще много факторов, которые скорее перечеркнут мной изначально использованный термин про талант и пятую точку, оставив просто талант и индекс гибкости выше среднего.

Вредные советы для «двойных агентов»​

Уж простят меня уважаемые топы, owners and founders, но из песни слов не выкинешь, еще учитывайте, что любой совет даётся необязательно для того, чтобы им воспользовались:

  • Работая на двух работодателей, не трепитесь об этом — деньги любят тишину, а не огласку. Хоть вы и в забеге на длинную дистанцию, медали в конце могут быть очень разными.
  • Четко определите для себя цели и сроки. Структуризация хороша во всем, и здесь это не исключение. Потеряв фокус, можно скатиться в болото стресса и выгорания.
  • Постарайтесь не привязываться хотя бы к одной из работ. Как только появится эмоциональная зависимость, принимать решения станет сложнее.
  • Имейте стратегию выхода (exit strategy or what if scenario) — важно не только понимать, когда запрыгнуть, но и когда спрыгнуть. Возможно, это будут моменты достижения определённых финансовых или других показателей. Либо все просто пойдёт не так, как хотелось и задумывалось. И лучше быть готовым к такой ситуации, имея план Б, если нужно и В, и Г.
  • Реально оценивайте свои силы. Keep low profile — нос по ветру, а голову ниже.
  • Жонглируйте девайсами и временем. Даже если вас просят одновременно присутствовать на двух зумах, это не значит, что вы не можете отказаться. Но если уже зашли, то постарайтесь быть заметным: нужные и ненужные вопросы, советы, перефразирование и так далее.
  • Необязательно указывать все ваши позиции в LinkedIn или резюме. Широкое поле деятельности для развития ваших шпионских способностей.
  • Старайтесь избегать стартапов, потому что тут, как правило, приходится работать больше. Затеряться в толпе крупной компании гораздо легче.
  • Держите наготове набор дежурных отмазок и оправданий для самых разных ситуаций. Не у всех получается импровизировать. И даже опытные артисты пользуются услугами суфлеров.
  • Не упускайте юридические моменты. «Нужно чтить Уголовный кодекс», — говорил незабвенный Остап Бендер. Возможно, то, что не запрещено, разрешено, однако лучше почитать свой контракт. Я уже не говорю о различных политиках неразглашения, конкурентах и так далее.
  • Даже будучи середняком, выполняйте работу хорошо. Качественно и в выбранном вами объёме.
Думаю, к вышеперечисленному можно ещё что-то добавить, буду рад, если вы так и сделаете.

Резюмирую кратко: каждый для себя решает индивидуально, что он делает, зачем и как. Однако, если уже делать, то хорошо и качественно. Самое интересное, что, по сути, ничего глобально не изменилось, люди практиковали нечто похожее годами, особенно если на основной работе недостаточно платили — речь идёт о подработках (part-time). Далеко не у всех водителей Uber/Uklon/Bolt это основное занятие в жизни. Просто сейчас эта практика видоизменилась.

Полезные советы для работодателей​

Есть общепринятые понятия, к примеру «на работе нужно работать», но встал вопрос, на какой из?

Найдите причину. Если ваши работники замечены на двух работах, прежде чем карать или увольнять, возможно, нужно выяснить, в чем причина. Устранив ее, вы получите шанс исправить ситуацию, потому как любые боевые действия — это прежде всего расходы и потери.

Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Ситуация с двойной занятостью уже распространена на рынке, и думаю, что компания скорее выделится, если подойдет к решению вопроса нестандартно, креативно и позитивно.

Можно смотреть на работу на конкурентов по-разному, даже перекрутив это в промышленный шпионаж. В своё время я возглавлял отдел маркетинга в британской аэрокосмической компании, и один из моих любимых приемов был заслать к конкурентам практиканта под видом написания курсовой работы. И удивительно, какую информацию они приносили, которой, заметьте, их снабжали абсолютно добровольно.

Кто сказал, что новые знакомства и связи дают преференции только специалисту? Организация от этого тоже может выиграть — с точки зрения информации и, возможно, новых сотрудников.

Может, это шанс сделать организацию более гибкой? Поменять структуру? Любой прогресс случается через кризис. Вопрос в отношении.

Не забывайте про бонусы. Кнут и пряник? Дисциплина важна, она организовывает и очерчивает рамки, однако обязательно должна быть система поощрений и бонусов. В крупных компаниях часто с этим проблемы — не разглядели вовремя талант или не оценили достижение. Полно примеров, когда те, кого либо не приняли на работу, либо увольняли, становились конкурентами или просто очень успешными людьми. А шанс был.

Пересмотрите штат. Возможно, у вас в штате кого-то не хватает? Корпоративные психологи уже далеко не редкость, и создание уникальной атмосферы в компании — это искусство. А эмоциональная привязка будет держать крепче, чем купюры.

Можно ещё фантазировать, особенно если говорить об определенной индустрии, организации и уже существующей структуре и культуре.

Но точно одно: компромисс и рациональное решение гораздо приемлемее конфликтов, догадок, недосказанности и взаимных обид. Выигрыш обеих сторон принесёт в среднем гораздо больше выгоды, чем какие-либо перекосы.

Традиционно с громадным удовольствием почитаю ваши комментарии (для конфиденциальности — это всегда можно сделать в direct LinkedIn), возможно, кому-то будет интересно разобрать эту ситуацию более глубоко, на практике.

Единственное, как всегда, призываю быть взаимовежливыми и не скатываться в эмоции. На любую ошибку можно указывать по-разному, используя разную интонацию. Заранее благодарю!

 
Сверху