Нет ничего более постоянного, чем временное — удаленная работа, на которую перешли компании прошлой весной, стала для многих новой нормой жизни. А заодно — по прошествии года — выяснилось, что дистанционка совсем не такая, какой многие ее считали. Посмотрим, какие представления о работе из дома оказались заблуждениями, чем они опасны, и что с этим можно сделать, если возвращаться в офис в самое ближайшее время вы не планируете.
Они выяснили, что бездумное «размазывание» сотрудников по часовым поясам ведет к тому, что время, необходимое для изучения изменений в коде, увеличивается в разы: по их данным — с шестидесяти пяти минут до восьми с лишним часов. Проблемы с коммуникацией начинаются ровно в тот момент, когда речь заходит о более чем трехчасовой разнице — например, если сотрудник задерживается в командировке или отправляется в отдаленный от рабочего регион. Такие ситуации все мы наблюдали весной прошлого года: те, кто из-за ограничений или карантина выпадал из временного коридора, в котором трудились коллеги, тащил команду на дно, а потом «отваливался» сам, теряя работу по из-за неорганизованности.
Предположения о том, что дистанционка избавляет от совещаний и позволяет с легкостью пересматривать график, тоже оказались не более чем очередным мифом как для новичков, так и для опытных «удаленщиков». Первые просто-напросто перенесли встречи из переговорок as-is в формат видеоконференций, при этом часто испытывали технические сложности и опаздывали на звонки. Как и в случае с часовыми поясами, они быстро «потянули» за собой всех остальных участников онлайн-митапов и тратили на планерки еще больше времени, чем в оффлайне.
Получается, что атмосфера офиса с ее гомоном, кофе-брейками и внезапными просьбами что-нибудь распечатать, настроить или помочь по личным делам коллег, не идет ни в какое сравнение с отвлекающими факторами в домашней обстановке. Опытные дистанционщики годами пытаются их обуздать: договариваются с близкими о распорядке дня, выделяют комнату, ее часть или даже балкон под рабочий кабинет и выстраивают коммуникацию с контрагентами.
Добиться идеальной комбинации этих элементов сложно даже за пару месяцев, чего уж тут говорить о кризисной ситуации, когда еще и дети были вынуждены учиться, не выходя из дома. В такой обстановке можно было на длительное время забыть о настоящем погружении в работу.
Источник статьи: https://habr.com/ru/company/action360/blog/549144/
Есть ли жизнь вне офиса
Переход на «удаленку», начавшийся примерно в эти дни прошлого года, далеко не всем дался с легкостью, пусть и во многом был оправдан. В момент высокой неопределенности люди с готовностью терпели неудобства, надеясь, что помимо защищенности они наконец-то ощутят все преимущества работы из дома. СМИ и медиаплощадки подбадривали всех рассказами о том, сколько можно сэкономить, если исключить езду в офис, не тратить деньги на кофе и обеды. А еще писали об организации бизнес-процессов в формате дистанционки, объясняя, что выходить на связь можно откуда угодно — хоть с дачного участка в тапочках и шортах.Потом наступила осень, «вторая волна» и пик сокращений — существенная часть специалистов по тем или иным причинам не справилась с обязанностями, а кого-то уволили несправедливо. При этом люди поняли, что обустраивать быт и адаптироваться к новым условиям на основе «ванильных метрик» и советов бизнес-изданий получается плохо. Да и вопрос экономии средств и эффективности на этот раз приобрел совсем иной характер — личные расходы и конкуренция выросли, а существенного скачка уровня жизни и комфорта рабочей обстановки ждать не приходилось. Поэтому скептическое отношение к дистанционке стало заметнее.Летом многие действительно пользовались этими возможностями, а в ряде компаний и вовсе решили вывести из офиса большую часть сотрудников вне зависимости от того, как будет развиваться эпидемиологическая обстановка. Для бизнеса этот шаг стал частью антикризисных мер — помог срезать расходы на аренду и снять попутные траты на администрирование офисной жизни коллектива. Однако журналисты решили и далее нахваливать удаленку, предположив, что спрос на нее будет только увеличиваться.
Работа из дома — не продуктивнее…
Готовыми к домашней осаде оказались только те, кто был знаком с этим форматом и перешел на него задолго до начала 2020-го. Остальным пришлось осваиваться на ходу, и как бы ни пытались убедить всех в обратном евангелисты удаленки, местоположение влияло на работоспособность. К подобным выводам пришли и инженеры компании Okay Software, проанализировавшие более пятидесяти тысяч пулл-реквестов ИТ-компаний различной специализации и масштаба.Они выяснили, что бездумное «размазывание» сотрудников по часовым поясам ведет к тому, что время, необходимое для изучения изменений в коде, увеличивается в разы: по их данным — с шестидесяти пяти минут до восьми с лишним часов. Проблемы с коммуникацией начинаются ровно в тот момент, когда речь заходит о более чем трехчасовой разнице — например, если сотрудник задерживается в командировке или отправляется в отдаленный от рабочего регион. Такие ситуации все мы наблюдали весной прошлого года: те, кто из-за ограничений или карантина выпадал из временного коридора, в котором трудились коллеги, тащил команду на дно, а потом «отваливался» сам, теряя работу по из-за неорганизованности.
Предположения о том, что дистанционка избавляет от совещаний и позволяет с легкостью пересматривать график, тоже оказались не более чем очередным мифом как для новичков, так и для опытных «удаленщиков». Первые просто-напросто перенесли встречи из переговорок as-is в формат видеоконференций, при этом часто испытывали технические сложности и опаздывали на звонки. Как и в случае с часовыми поясами, они быстро «потянули» за собой всех остальных участников онлайн-митапов и тратили на планерки еще больше времени, чем в оффлайне.
Согласно отчету Национального бюро экономических исследований США, изучившего опыт трех миллионов ста сорока трех тысяч специалистов, трудящихся в шестнадцати городах Северной Америки, Европы и на Ближнем Востоке, на встречи в общей сложности уходило на одиннадцать процентов больше времени, чем в доковидный период, а длительность рабочего дня в среднем увеличилась на целых 48 минут.
…и не комфортнее
Еще одно заблуждение заключалось в том, что большинству офисных сотрудников не составит труда обустроить рабочее место дома. Однако мало кто мог предположить, что сделать это придется всем взрослым в семье и практически единовременно. Весенняя ситуация как раз была такой и показала, что трудиться люди, конечно же, будут, но только не за удобным столом в домашнем кабинете. Даже когда обстановка стабилизировалась, бывшие офисные работники продолжили сидеть с ноутбуками прямо в постели — зачастую по «привлекательности» ей уступал даже кухонный стол. На этом фоне обсуждение правильного положения рук при работе с клавиатурой и другие нюансы быстро отошли на второй план. Люди начали страдать не только от неустроенности пространства, болезненных ощущений в спине, шее и даже травм, но и от недосыпа и хронической усталости. «Гигиена сна» оказалась полностью нарушена, и — как снежный ком — за ней следовала дезорганизация и спад в работоспособности.Получается, что атмосфера офиса с ее гомоном, кофе-брейками и внезапными просьбами что-нибудь распечатать, настроить или помочь по личным делам коллег, не идет ни в какое сравнение с отвлекающими факторами в домашней обстановке. Опытные дистанционщики годами пытаются их обуздать: договариваются с близкими о распорядке дня, выделяют комнату, ее часть или даже балкон под рабочий кабинет и выстраивают коммуникацию с контрагентами.
Добиться идеальной комбинации этих элементов сложно даже за пару месяцев, чего уж тут говорить о кризисной ситуации, когда еще и дети были вынуждены учиться, не выходя из дома. В такой обстановке можно было на длительное время забыть о настоящем погружении в работу.
Что со всем этим делать
Большая часть «универсальных» плюсов удаленки оказались не более чем мифами. Но даже если работа на дому не оправдала ваших ожиданий, изменить ситуацию радикально вряд ли получится — компании не спешат возвращать сотрудников в офисы. Вот несколько советов о том, как можно улучшить ситуацию, если дистанционка прочно вошла в вашу жизнь:- Если вы — руководитель, постарайтесь формировать команды, учитывая территориальное распределение сотрудников. Избегайте ситуаций, когда повторяющиеся процессы «завязаны» на людях, живущих в сильно отстоящих друг от друга часовых поясах.
- Попробуйте воссоздать рабочую обстановку дома. Подумайте о том, как улучшать ее постепенно, чтобы не ломать себя и плавно трансформировать привычки.
- При планировании онлайн-встреч будьте пунктуальны, даже если назначаете звонки в нерабочее время — у ваших коллег оно еще может быть вполне рабочим. Раньше езда в офис и обратно задавала ритм работы и отдыха, однако продолжительная удаленка все-таки не повод полностью отказаться от пресловутого work-life balance — и точно не повод заставлять других подстраиваться под ваш личный «скользящий график».
- То, что дома все отвлекает от работы — не секрет. Иногда не спасает даже собственный кабинет или выделенное место. В этом случае обратите внимание на наш материал о скуке. Возможно, мелочи (вроде работающего в другой комнате телевизора), на которые вы привыкли не обращать внимание, — на самом деле бьют по вашей продуктивности сильнее всего. Если это так, улучшить ситуацию скорее всего получится без каких-либо усилий.
Источник статьи: https://habr.com/ru/company/action360/blog/549144/