Что нам стоит Blockchain-игру построить: 10 пунктов, которые нужно учесть команде проекта

Kate

Administrator
Команда форума
Блокчейн-технологии постепенно проникают в разные (все еще относительно немногие) направления бизнеса, включая логистику, страхование, финансы и т.п. В России с блокчейном связаны, например, М.Видео, Альфа-Банк и СберФакторинг — эти компании используют открытую блокчейн-платформу на основе Ethereum для факторинговых операций. В основном, это сверка документов.

Есть и еще одно интересное направление - это блокчейн-игры, которые стали активно развиваться в 2021 году. Они базируются на блокчейн-технологиях, используя элементы криптографии. Криптовалюта в таких играх - основной внутриигровой инструмент. Пример - игра Axie Infinity, которая получила немало положительных отзывов — ее можно назвать реально успешным проектом на базе блокчейна. Еще один такой проект - Clash of Coins, тоже достаточно известный. Что нужно учитывать при создании Blockchain-игры? Об этом поговорим под катом.

Первые шаги и технические решения​

Базовая блокчейн-инфраструктура​

С основой своего проекта нужно определиться еще "на берегу", когда только встал вопрос о создании игры. Главное здесь - долгосрочное планирование. Желательно - сразу на 2-3 года, ведь мы говорим о создании реального проекта, который нужно будет развивать и расширять. Если через время вы решите сменить платформу, то возникнут очень крупные проблемы. Это вовсе не то же самое, что сменить один банк на другой для обычного бизнеса (и даже здесь есть сложности).

Вот основные достоинства и недостатки нескольких блокчейн-платформ, которые стоит иметь в виду в самом начале работы над проектом:

Ethereum. Плюсы - уровень принятия платформы в мире и количество держателей #ETH. Все это значительно упрощает UX и прочие нюансы разработки в отношении пользователей игры. Кроме того, это еще и прозрачность и доверие к платформе. И то, и другое - на уровне, что позволяет увеличить лояльность пользователей к игре.

Минусы - дорогие транзакции, о чем хорошо знают пользователи системы. Возможно, проблему удастся решить в течение пары лет, но все это лишь в перспективе, и перспективе достаточно туманной.

Binance Smart Chain. Плюсы - недорогие транзакции, которые просто спасают многих пользователей системы. Кроме того, эта платформа находится на втором месте рейтинга блокчейн-систем.

Минусы - отсутствие легитимных NFT маркетов и принятия блокчейна, как NFT хаба. Еще один значительный минус - проблемы с масштабированием, которые все же решить проще, чем в случае Ethereum. Эксперты считают, что все это удастся в течение полугода.

Solana / Polygon. Плюс здесь только один (если знаете больше, то напишите в комментариях) - практически нулевая стоимость транзакций. Минусов больше, и они достаточно значительные. Например, работа с Solana/Polygon - фактически, взаимодействие с корпорациями. Здесь все централизовано. Пользователей тоже мало, так что к игре может возникнуть недоверие прямо на старте. Ну и стабильности здесь тоже немного, поскольку проекты еще не устоявшиеся.

Собственное решение. Примером может быть Layer 2 на Ethereum. Достоинств здесь тоже немного, главное - сохранение технической связи с материнским блокчейном, в приведенном примере это Ethereum. Это преимущество в плане упрощения UX. Кроме того, это еще и нулевая или близкая к нулевой стоимость транзакций. Но недостатков гораздо больше. Это и "костыли" для массового использования, и общее снижение UX (несмотря на упрощение, да), а также ухудшение "блокчейн-шарма", что по факту ухудшает общую атмосферу проекта.

В некоторых проектах используется сразу две блокчейн-платформы. Так, в уже упоминавшемся выше Clash of Coins применяется связка Ethereum и Binance Smart Chain, которая дает недорогие транзакции, добавляет легитимный NFT маркет, позволяет масштабировать проект. И еще одно - один и тот же адрес кошелька пользователя для двух блокчейнов. Связка неплохо работает потому, что Binance Smart Chain фактически - виртуальная машина Ethereum.

Кошельки​

Кроме блокчейн-платформы, перед работой над игровым проектом нужно определиться и с кошельком, который будет использоваться. На данный момент около 90% рынка кошельков занимают Metamask, Coinbase Wallet, Trust Wallet. Информации о них в сети огромное количество. Главное, что нужно знать - у каждого пара десятков миллионов пользователей и удобный UX/UI. Работать можно практически со всеми блокчейнами.

Есть еще одно интересное решение, которое далеко не у всех на слуху. Это magic.link, который поддерживает сети Ethereum/Binance Smart Chain и дает возможность онбордить юзера посредством почты, и более ничего. Решение может похвастаться full white label, аналитикой и возможностью дополнительных настроек безопасности в виде 2FA.

Инструменты для отладки стыка кошельков и блокчейна​

388eeef202732d21008a8a1686880b8a.jpeg

После того, как выбраны варианты блокчейна и кошелька, их нужно связать в единую систему. В нее, кроме уже названных элементов, должны войти core gameplay и серверная часть, которая будет обеспечивать работу всего проекта.

Решений здесь достаточно много, и одним из наиболее интересных и актуальных является Morallis. Сейчас это одна из наиболее популярных и надежных платформ для WEB3 разработки.

Фиатный шлюз​

Речь идет о возможности покупки криптовалют внутри игры за фиат, то есть привычные всем валюты вроде евро или доллара, без выхода из игры. Проектов не так и мало, их можно разделить на те, у которых есть доступ к рынку США и те, у которых такого доступа нет. Среди рекомендованных фиатных шлюзов - Simplex, Moonpay, Transak.

Развитие продукта​

Здесь уже мы говорим о моментах, которые важны во время и после запуска продукта. И это, в большинстве случаев, уже не технологии.

Сам продукт​

Выше мы договорились, что говоря о блокчейн-игре, имеется в виду долгосрочный проект с горизонтом около 2-3 лет, а то и больше. Именно потому, что проект не пустышка, в его основе должен лежать продукт. Кстати, за последние несколько лет с рынка исчезло множество спекулятивных проектов, наиболее значимыми стали продукты с реальными показателями LTV, ARPU и Retention. При этом у них есть и виральная, хайповая составляющая, которая позволяет раскручивать основной проект. Но это делается в пользу расширения последнего, а не для того, чтобы "снять сливки" и пропасть. Наиболее успешные сейчас проекты появились благодаря комбинации мощного продукта и виральной стратегии продвижения.

Среди них - Gods Unchained, Axie Infinity, The Sandbox, Alien Worlds, Embersword и, наверное, Guild of Guardians.

Сотрудничество и нетворкинг​

В первую очередь, с теми, кого называют NFT artists. Дело в том, что любые крупные или даже средние NFT-коллекции - это очаги органического роста, у которых есть фанаты. Лор коллекций стоит сочетать со своей игрой, чтобы получить лояльность такой фан-базы. В тех случаях, когда удается найти хорошего партнера, стоимость затрат на игровой маркетинг составляет сущие копейки, а в исключительно удачных партнерствах так и вообще стремится к нулю. Кроме всего прочего, продвинуть продукт могут игровые гильдии.

NFT Lands​

Речь идет о добавлении в игре функционала покупки виртуального участка земли, что делают разработчики некоторых блокчейн-проектов. Зачем? Практического смысла, конечно нет, но у пользователей появляются новые ощущения от приобретения или продажи виртуальных "земель" с последующей застройкой. Вот примеры наиболее удачных сделок:

  • Продажа участка за $2 млн в Axie - пруф.
  • Аналогичная сделка за такую же сумму в другой криптоигре - пруф.
Стоимость сделок такая большая, поскольку эмиссия NFT (в нашем случае участки виртуальной земли) ограничена. На старте "имущество" стоит недорого, но со временем, за счет роста количества пользователей, стоимость NFT может достигать уже значений в десятки, сотни или даже миллионы долларов США, как и было показано выше.

Важно подчеркнуть значимость виртуальных земель - после роста стоимости имеет значение их расположение и/или близость к другим виртуальным объектам.

Запуск токена​

Его стоит запускать не сразу, а только после того, как набралась аудитория хотя бы в 10 тыс. человек. Идеальная ситуация для запуска - когда у токена живая и понятная utility-экономика, а сам он запускается, когда уже есть тысячи активных пользователей. Виральный эффект при этом может в буквальном смысле зашкаливать.

Расширение​

Несколько интересных возможностей - это запуск, например, в вебе, что символизирует собой Web 3.0. Есть еще вариант запуска в Epic Store, этот стор весьма лоялен к блокчейн-проектам, так что разработчикам игр соответствующего типа стоит обратить на компанию самое пристальное внимание. Ну и, наконец, разработка собственного десктоп-клиента, что тоже немаловажно.

В течение года может появиться возможность размещения блокчейн-проектов на мобильных устройствах вне сторов. Правда, здесь требуется взаимодействие с самыми разными компаниями, с которыми нужно договариваться. Так что это не самый простой путь, но возможный.

Аудит​

После того, как все запущено и работает, необходимо провести аудит. К сожалению, профессиональные команды, которые могут провести security check продукта и сделать внятный penetration test, имеют очередь из клиентов. Так что даже после оплаты услуги придется ждать, иногда - несколько месяцев.

В большинстве случаев у разработчиков столько времени нет, они запускают проекты, смирившись с тем, что в течение минимум 3-4 месяцев продукт уязвим. Но зато после оценки ситуации с информационной безопасностью продукта ему уже практически ничего не будет угрожать. Стоит иметь в виду, что стоимость услуги проверки проекта на уязвимости недешевая.

В целом, это основные моменты, которые стоит учесть при разработке блокчейн-игры, так что если вы их сможете использовать в собственном проекте, можно избавиться от ряда сложных проблем, которые усложняют развитие игры.

 
Сверху