19 советов, как подготовиться к любому собеседованию, чтобы потом не было стыдно

Kate

Administrator
Команда форума
Рад всех приветствовать. Я редактор и Research Lead в команде Make it in Ukraine. Мы с вами уже, скорее всего, знакомы по серии статей о синдроме самозванца. На этот раз я решил поднять еще одну вечную тему — собеседования во всей своей жуткой красоте.

Эта статья будет интересна всем, кто не пообещал себе клятвенно больше никогда ни в какой проект не собеседоваться (и то, не факт, что это вас удержит, когда захочется что-то поменять в своей работе). Конечно, вы можете уже знать 10, 50 или 99% из того, о чем здесь будет написано. В таком случае, этот обзор может освежить, систематизировать, стать шпаргалкой на случай, когда будете готовиться к собеседованию.

Казалось бы — сколько можно об этой теме говорить? Но каждый день мы проводим десятки собеседований, и результаты правильной (или неправильной) подготовки сопровождают нас, как и наших кандидатов, повсюду. А рекрутерам даже снятся по ночам.

В целом, поиск «волшебного зелья», чтобы просто взять и всех очаровать, остается популярным еще с прошлого века и будет волновать людей столько, сколько будет существовать само понятие работы и вакансий.

Disclaimer: За подсказки по направлению мысли и истории из жизни огромное спасибо нашему тимлиду Диане и всей команде. В этом интервью Диана рассказала свою историю. На мой взгляд, очень душевно.

Разумеется, собеседование (оно же job interview) для каждой из сфер и для каждой роли будут ощутимо отличаться. Во многих компаниях эти процессы даже разнесены в отдельные виды оценки. Впрочем, руководству не стоит перегибать с количеством этапов интервью. То, что позволено Google, выглядит нелепо для более скромных компаний.

Тем не менее у подготовки ко всем собеседованиям есть общий фундамент. Где-то он завязан на психологии, на особенностях личности и Soft Skills (вот свежий мини гайд по ним), где-то на поведенческих приемах, где-то на элементарной логике и здравом смысле.

На прокачке и полировке Hard Skills в этом обзоре фокусироваться смысла нет — это просто бездна направлений: возможно, разработчика решат спросить по алгоритмам, ООП, проверить знание сортировки пузырьком, дерева Меркла или сразу попросят открыть онлайн-редактор кода и что-нибудь быстро реализовать. Оставим это за скобками. Тем более, что на DOU вот здесь есть отличная подборка с более, чем 2,5 тыс. вопросов по основным языкам.

Базовые советы от Капитана Очевидность​

В принципе об этом вообще не стоит говорить, но все еще огромное количество собеседований проваливаются из-за банальных вещей. О внешнем виде и о том, что надо быть выспавшимся и в хорошей форме, даже говорить не будем (хотя нет, уже сказали).

Глупо требовать какой-то особо хитроумный дресс-код там, где он не нужен. Но вот что нужно учитывать — синдром завышенных ожиданий. Это когда вам расхвалили кино, вы ждали шедевр, но оказались разочарованы. Так и во внешнем виде. Необычная или субкультурная одежда намекнет на то, что вы неординарная личность (и отпугнет HR-менеджеров из компаний с крепкой «корпоративной культурой», ну вы поняли).

В прошлом году у нас было собеседование с парнем, который надел футболку с позами из Камасутры. Сначала мы обрадовались в предвкушении неординарного собеседования, но оказалось, что футболка — это единственное яркое, что было в кандидате. Ни самопрезентации, ни уверенного рассказа о своих достижениях. А к нашей дружественной компании на очное собеседование несколько раз приходили кандидаты в цветастых костюмах в стиле Поплавского (это было еще до моды на Джокера). И в этих случаях, увы, форма не соответствовала содержанию.

Бывало и такое, когда клубы дыма прямо в веб-камеру. Кандидат рассчитывает выглядеть брутально, свободно и убедительно, и у него это получается (на самом деле нет). Поэтому, please don’t.

Также бывают случаи, когда находчивость заводит «не туда». У наших друзей был случай, когда кандидат на вакансию попросил более подкованного друга пройти собеседование вместо него. Друг прошел интервью «на ура», его приняли. И он успешно проработал в этой компании несколько лет. Разумеется, от своего имени. А «находчивый» кандидат потом долго думал над своим подходом к делегированию задач ¯\_(ツ)_/¯

Еще была в чем-то похожая история на одном из собеседований с кандидатом из региона, который обычно славится своим brute-force подходом к решению задач (нас много, но сейчас как навалимся всем поселком!). Вел себя странно и камеру не включал. Наша коллега заподозрила неладное и попросила включить камеру. После уговоров камера включилась: кандидат оказался целой бригадой товарищей, которые дружно всей толпой хотели пройти собеседование. Ну и работать, видимо, хотели в таком же трансформер-формате. Помните мультфильм из 90-х о роботе Вольтроне, который собирался из нескольких ребят в одну большую непобедимую силу? Надо было брать, в общем, непобедимая была бы команда.

Но с другой стороны, если необычный подход к собеседованию в итоге окажется уместным, то это запомнится надолго. Причем в хорошем плане. Так, нашей коллеге запомнился кандидат, который после тяжелого трудового дня устроил собеседование втроем: рекрутер, кандидат и его гитара. Получилось легко и непринужденно. Кандидату так проще было настроиться на нужный лад, да и наша коллега смогла выдохнуть и перезагрузиться, чтобы с новыми силами провести все в лучшем виде.

Чтобы закончить с такими обобщенными темами, выделю два момента:

  • За 2020 — 2021 годы доля видео-интервью в среднем в мире выросла до 67%. Поэтому ваша базовая задача — обеспечить полную техническую подготовку, без разного рода казусов вроде «Ой, а как в Zoom микрофон включается?» и «Извините за шум, я с улицы звоню». Так бывает, к сожалению, слишком часто, и это ощутимо снижает ваши шансы на успешное прохождение собеседования.
  • Надо ли говорить, что не стоит опаздывать ни в онлайне, ни в офлайне? Надо. Это вечная проблема для многих. Особенно важно учитывать особенности каждой страны. Для жителей Испании и ОАЭ (особенно расслабленная атмосфера в г. Дубай) опоздание и переносы — это норма. А вот в Германии и UK вас вычеркнут из списка интересных кандидатов даже после короткого опоздания.
Давайте теперь перейдем к концептуальным идеям, которые не зависят от того, на какую роль и в какой сфере вы собеседуетесь.

Что нужно сделать перед интервью?​

✅ 1. Ожидание VS Реальность​

Не только перед собеседованием, но даже перед тем, как сесть и написать письмо конкретному работодателю, четко ответьте себе на вопрос: «Чего я жду от этой попытки?».

  • Попробовать свои силы?
  • Попасть на работу в компанию мечты?
  • Просто быть в форме (собеседование как спарринг-тренировка)?
  • Что-то другое?
Если у вас будет ответ на этот вопрос, значит будет и стратегия, и тактика, как вы будете вести себя на интервью. Занять активную или пассивную позицию, нападать или защищаться, очаровывать или покорять — это тоже ваш выбор. С соответствующими последствиями.

✅ 2. Презентация нужна не только стартапам​

Если вы серьезно подошли к созданию своего резюме (например, так), то вы уже сделали половину работы по созданию концентрированной подачи ваших достоинств.

Совсем не обязательно физически создавать Pitch Deck, файл презентации. Подумайте, что вы можете рассказать о себе за несколько минут. Выделите самое главное. А теперь представьте, что у вас есть всего 30 секунд. Зафиксируйте где-нибудь эту мысль-концентрат.

✅ 3. Включите режим пазла​

Синхронизируйте требования вакансии и ваши навыки. Найдите место для каждого полезного кусочка вашего skills-пазла на полотне роли, на которую пробуетесь.

Сейчас особенно высоко ценятся люди с T-shaped skills. Когда вы профессионал в наиболее релевантной узкой сфере, но при этом ваши навыки позволяют эффективно взаимодействовать и говорить на одном языке с такими же профи в смежных областях.

Или еще более сложная и при этом ценная «комплектация» — быть профессионалом в нескольких сферах, которые в целом могут дать сильный комплексный эффект. Некий собирательный образ «мультиинструменталиста» или Full Stack.

Особенно потенциальный работодатель ценит тех, кто не просто пилит свой кусок работы nine-to-five, а думает о том, зачем, для чего, и что это даст. Два английских термина — видеть Big Picture и think outside the box — наиболее емко описывают идеального профи, о котором мечтают фаундеры и стартапов, и вменяемых компаний, которые нацелены на развитие.

Пример 1. Глубокие познания в PR и коммуникациях плюс широкие, но неглубокие знания в IT — позволяют «войти в IT» и даже стать DevRel. А если вы еще и текст пишете неплохо плюс можете сами сделать простенький дизайн в Figma или Photoshop, то цены вам точно не будет.

Пример 2. Крипто-индустрия. Понимание Web2 + Web3, смарт-контрактов, собственно глубокое понимание блокчейна и децентрализованных БД, опыт в кибербезопасности (хакеры очень любят щелкать смарт-контракты), умение сделать хороший UX/UI. Если сочетаете все это в одном лице — готовьтесь швырять деньги с балкона — крипто—стартапы и DAO выстроятся за вами в очередь.

Пример 3. Если взять такой overused феномен как Metaverse, то нужна опять же способность видеть всю метавселенную целиком, понимать, что с какими ее отдельными секторами взаимодействует, и ради чего все это. Плюс понимание геймификации и игровых механик, пути пользователя. Ну и далее уже все, что касается разработки под эти конкретные слои и даже AI/ML. А такие монстры, как Facebook Meta еще и будут пытаться прикрутить сюда AR/VR.

Знать все это, конечно, нереально. Но в целом: просто подумайте, как применить самую выигрышную вашу частичку пазла к той вакансии, на которую вы будете собеседоваться завтра.

А теперь ближе к самому собеседованию.

Do and Do Not: Диалог с рекрутером или другим лицом, ответственным за собеседование​

✅ 4. Говорите только о конкретных достижениях​

Это важно для любой сферы: от разработчика до сейлза и маркетолога. Никаких обобщенно-восторженных эпитетов «догнали, перегнали, сделали очень крутой проект, все плакали».

Хорошая международная практика, которая прижилась и у нас, — описание кейсов в формате STAR (Situation, task, action, result). Придерживайтесь приблизительно такой схемы (если это не противоречит NDA, и то в случае особой секретности всегда можно посчитать относительный прирост, что даже более полезно для восприятия):

  1. Какая была проблема (Situation).
  2. Какую задачу это сформировало (Task). Кто и что предложил в качестве решения.
  3. Что и как сделали, какие ресурсы и какую помощь задействовали (Action).
  4. Что в цифрах это дало вашей компании/проекту/команде (Result — цифры по росту прибыли, экономии времени или вычислительных ресурсов, скорости процесса «было/стало», прочие измеримые показатели по теме).

✅ 5. Краткость — хоть и сестра таланта, но не родная​

Не отвечайте односложно там, где нужен развернутый ответ. Если вы сами превращаете собеседование в допрос, результат явно будет не в вашу пользу. И вот, кстати, от таких молчунов и идут потом истории о том, что собеседование было, как допрос. Но справедливости ради, превращать собеседование в допрос не нравится в первую очередь самим интервьюерам.

Буквально перед сдачей статьи получил свежий пример от коллеги (причем это не новичок, и один из любимейших рекрутеров у разработчиков, то есть нельзя сказать, что она не умеет общаться):

«Сложный разговор получился. Кандидат не поддерживал разговор, очень кратко отвечал, сложно было получить информацию. Из-за этого не покидало впечатление, что я провожу допрос. К тому же, он не читал вообще никакой информации о компании, и было стойкое ощущение, что его заинтересовали только цифры в зарплате. Кстати, нередко на вопрос „Чем заинтересовала вакансия?“ кандидаты отвечают „Деньгами“, и все».

Вот вам взгляд, как такое поведение выглядит со стороны. Понятно, что может быть предельно «душная» вакансия, в которой реально нечем интересоваться. Но это уже другое дело (плюс, к примеру, мы такие вакансии в работу даже не берем, благо, выбор сейчас очень неплохой).

✅ 6. Не «растекайтесь мыслью по древу»​

Будьте внимательны и последовательны в ответах. Внимательно выслушайте вопрос и отвечайте именно на него. Выглядит слишком очевидно, но практически все всегда норовят перескочить на другие темы. Особенно когда хочется показать себя с лучшей стороны.

✅ 7. Сам себе аналитик​

Хорошо раскроет вас как зрелого человека способность к самоанализу и адекватной оценке того, как движется ваше профессиональное развитие. Если сможете обстоятельно показать (желательно в цифрах) ваш прогресс и успехи — это даст вам дополнительные очки в глазах работодателя. В идеале, ваш рост как профессионала уже должен быть сжато упакован в CV.

✅ 8. Самобичевание себя любимого — не лучшая тактика​

Найдите баланс между описанием своих достоинств, самовосхвалением и вываливанием на интервьюера всех своих недостатков в формате «Я плохой и не достоин вашей компании». Трезвая самооценка высоко ценится работодателями (см. п. 7). Тем более, никто не любит как хвастунов-нарциссов (вроде «в прошлой компании на мне все держалось — от бэкенда до доставки воды»), так и нытиков. Но не сомневайтесь, о ваших слабых сторонах в большинстве случаев все равно спросят.

Ну и об обратной стороне медали — «режим нарцисса» aka ЧСВ aka Эффект Даннинга — Крюгера.

Понятно, что и «по ту сторону собеседования» может сидеть техлид-интервьюер, который не учел, что «техническое собеседование ≠ пояснение кандидату, что он недостоин». Но не менее странно выглядят подобные заявления от кандидатов. Мы искали опытного Solidity-разработчика, и потенциальный кандидат с разгону заявил, что он overqualified для этой роли. При полном отсутствии коммерческого опыта с написанием смарт-контрактов (что критически важно для этой ниши). Зато сэкономил свое и наше время, за что ему спасибо.

✅ 9. Разговаривать о зарплате — не табу​

Да, есть мнение, что первому заводить разговор о зарплате не стоит, так как это ставит крест на дальнейшем собеседовании. Очень спорный тезис (особенно с учетом того, что в него искренне верят сами работодатели).

Впрочем, если сильно перегнуть палку со стремлением к деньгам, получится очень некрасиво. Так, на одном из собеседований кандидат, изучив компанию, заявил, что она не устраивает его по идейным и мировоззренческим соображениям, но он будет с ней собеседоваться на своих условиях и только, если ему будут платить столько, сколько он скажет. Вот так идейность разбивается о корыстность и двойные стандарты.

Я хочу подчеркнуть такой аспект: даже если работодатель сам поднимает тему, это заставляет «зависать» с переполнением буфера очень многих. И в итоге портит всю картину. А избежать этого предельного просто.

Есть отраслевые срезы зарплат: раз и два. Изучите их внимательно. Знайте рынок. Если вам важно перейти на более высокую зарплату, оцените, что для вас приемлемо, а что будет ниже ожиданий. Заранее сформируйте для себя вилку, чтобы потом не пришлось оставлять этот вопрос на откуп работодателю.

Кстати, мы учим рекрутеров всегда идти к кандидату с ориентировочной вилкой зарплат, а не увиливать от вопроса, кивать на закрытость, или спрашивать: «Какие ваши зарплатные ожидания?» Правда, не все прислушиваются. Но, тем не менее, не зная рынка, вы можете «продешевить», когда бюджет заложен в $5000, а вы запросили вдвое меньше. А если дело дойдет до «поторговаться», то у вас должны быть веские аргументы.

Также не стесняйтесь проговаривать схемы карьерного развития — когда в компании пересмотры ЗП, как это проходит, что для этого нужно показать. Это нормальная практика.

Борьба с тревогой и страхами​

Каждое собеседование — словно ящик Пандоры. Но страхи, сомнения и неопределенность (FUD) не пройдут, когда вы уберете для этого все основания.

✅ 10. Предупрежден → Вооружен​

Когда не знаете, чего ждать, это делает вас уязвимым, повышает тревожность и мешает концентрации. Вы можете заполнить большинство пробелов, если перед собеседованием максимально изучите все, что найдете о компании. Тем более, что многие компании специально делают на сайте раздел «О нас», «Наши ценности» и т.д. А корпоративные социальные сети (Facebook, фото и видео из Instagram) дают намного больше ответов, чем может показаться. И даже больше, чем хотели бы показать сами компании.

✅ 11. Включите режим разведчика Штирлица​

Если среди ваших знакомых или знакомых знакомых (помните о теории шести рукопожатий?) есть кто-то, кто работает или работал в этой компании, попробуйте аккуратно поинтересоваться. Также поищите отзывы (с поправкой на более концентрированный негатив в Интернете) на специализированных форумах и агрегаторах отзывов о работе в компаниях.

Важно: не забывайте об идеальном комбо «Изучение информации + внимательность». У нашей общей знакомой был в начале ее карьеры такой случай. Перед собеседованием она погуглила информацию о компании, выписала адрес, поспрашивала у знакомых, не «шарашка» ли это, и с чувством «Миссия успешно завершена» пошла на интервью.

И уже на собеседовании узнала, что пришла в другую компанию с разницей в названии в одну букву. Впрочем, ниша бизнеса была та же. Собеседование прошла успешно и пару лет проработала в этой компании.

✅ 12. Будьте как Доктор Стрэндж​

Вы можете с легкостью просчитать большинство будущих вариантов, которые могут загнать вас в тупик. Большинство самых скользких вопросов известны, и рекрутеры ими пользуются.

Так, банальный вопрос «Почему вы уходите из вашей текущей компании, что вас не устраивает?» способен спровоцировать вас с разбега прыгнуть в свою же яму. Особенно, если у вас накипело, и вы начинаете критиковать начальство, коллег, невкусный кофе и т.д. Капитан Очевидность напоминает: никогда так не делайте (и все же, именно так и происходит очень часто). В этот момент большинство интервьюеров достают ручку и ставят жирный крестик на вашей анкете.

«Списков вопросов для ленивого рекрутера» — великое множество. Не поленитесь погуглить их — будете знать, в какие шпаргалки подглядывает большинство рекрутеров и нанимающих менеджеров.

Также вы наверняка слышали о нестандартных вопросах (о том, в каком свете это выставляет саму компанию — тема отдельной статьи). Их цель — проверить вашу находчивость и выбить вас из равновесия. И посмотреть, как вы себе будете вести в экстремальной ситуации.

❌ Неправильный подход — агрессивная реакция или ступор (сразу крест).

👌 Правильный подход — smart-ответ или попросить минутную паузу (а это абсолютно нормально, что вам нужно подумать, паузы допустимы) и дать smart-ответ.

Но будьте предельно осторожны с так называемыми «социально-желательными ответами» (когда отвечают так, чтобы понравиться). Помните — эффект от этого прямо противоположный.

Если не знаете ответа, всегда можно пошутить (но не в стиле Петросяна) или разрядить обстановку. Компании ведь ориентируются больше на Soft Skills, чем на владение 100500 технологиями. Так, к примеру, одна из наших компаний-партнеров даже высказала в Job Description пожелание «memes king». Что означает — тонко чувствовать настроения и быть легким в изложении мыслей.

✅ 13. Подсознательный подарок от прошлых поколений — «На собеседование, как на поклон»​

Страх подпитывается и старым стереотипом, будто собеседование = допрос. Возможно в компаниях, которые застряли в 90-х, это и так. Допуская вас к собеседованию, вам делают великое одолжение (еще и полиграф попросят пройти, why not). Но так не должно быть. В цивилизованном мире собеседование — это диалог, теннисный матч двух равноправных игроков.

Компания хочет заполучить крутого специалиста и должна продать себя. Вы хотите работать с компанией, поэтому продаете себя, и показываете, что вы и есть тот самый крутой специалист. Рынок в чистом виде: спрос, предложение, маркетинг.

Это не допрос и не попытка доказать вам, что вы недостойны. Если так происходит, не стоит держаться за этот вариант. Как вы будете работать там, если трэш начинается уже на собеседовании? Впрочем, нередки ситуации, особенно на техническом интервью, когда к вам на собеседование ставят опытного, но токсичного «заслуженного» Senior с непомерным желанием потешить ЧСВ. И отсюда множество историй об абсолютно кошмарных собеседованиях.

✅ 14. Империя наносит ответный удар​

Не бойтесь готовить и задавать потенциальному работодателю свои вопросы. Устройте компании собеседование со своей стороны, чем покажете интерес. И наоборот, если на вопрос «Есть ли у вас какие-то вопросы к нам?» вы отвечаете «Да, нет, наверное...», то теряете еще несколько очков в глазах интервьюера.

Вот некоторые из рекомендуемых вопросов:

  • Какими будут мои повседневные обязанности? Описание типичного рабочего дня, даже разбор бэклога в Jira/Asana, etc. — неплохой способ сформировать картину.
  • Как проходит онбординг, аттестация, оценка успешности новичков после окончания «раскачки».
  • Что с ценностями компании? Какие качества вы ищете у сотрудников, чтобы они соответствовали этим ценностям?
  • Каковы следующие бизнес-шаги планирует компания?
  • Что лично вам нравится в работе в этой компании? (Вопрос-сюрприз для интервьюера, используйте осторожно, по ситуации).
  • Что считается успехом в этой роли и как именно он измеряется?
  • Как реализуются возможности для профессионального развития? Как компания помогает учиться?
  • С кем я буду теснее всего сотрудничать? Неплохо работают «экскурсии по компании», когда вы сразу можете хотя бы немного почувствовать настроение и атмосферу коллективе.
  • Что, на ваш взгляд, самое сложное в моей будущей работе?
  • Есть ли что-нибудь в моем опыте или резюме, что заставляет вас сомневаться, подхожу ли я на эту роль? Тоже вопрос со звездочкой. Не факт, что его нужно задавать прямо в «лоб», подумайте над тактичной его реализацией. Тем более, на него тяжело получить честный ответ. Но это как раз очень неплохой индикатор в плане реакции. Что вы услышите или увидите во время ответа? Ловите эти нюансы, они пригодятся.

✅ 15. «Я не умею {X}, зато смотрите, что могу»​

В хорошей вакансии всегда будут описаны конкретные требования. Но не все из этого вы будете знать. Покажите, что готовы изучить то, что нужно, быстро и эффективно. Особенно полезно, если у вас есть что-то, что заменяет запрашиваемую технологию или навык, или помогает в два прыжка заполнить этот пробел.

Например: «Я не умею писать на Solidity, зато я много кодил на JavaScript (что подразумевает быстрое обучение). И мне необходимо всего месяц-два для того, чтобы выучить новую технологию (показывает вашу мотивацию и готовность включиться)».

✅ 16. Не брезгуйте курсами ораторского мастерства​

Или даже актерского. Если чувствуете, что не сильны в самопрезентации, то штудируйте обучающие материалы по презентации, выступлениям, прокачке уверенности и вот это вот все. И да — проработать Дейла Карнеги все-таки нужно. Каким бы банальным это не казалось.

✅ 17. Эй, синдром самозванца, встал и вышел из зала​

Успешно проходить собеседование нередко мешает синдром самозванца. Если для вас это реальная проблема — разберитесь с ней хотя бы наполовину, а уж потом продолжайте.

✅ 18. Практикуйтесь​

Если не хотите запороть «самое главное собеседование всей жизни» (вы ведь, конечно же, хотите на него попасть), походите по разным собеседованиям из списка запасных вариантов. Не только руку набьете, но и, возможно, что-то заинтересует вас настолько, что заставит без раздумий принять job offer от, казалось бы, не очень привлекательного для вас на первый взгляд проекта. У нас было немало подобных историй с кандидатами. К примеру, когда разработчик готовился к собеседованию в Google, а уходил в стартап, проникшись его идеей на собеседовании.

Есть даже специальные сервисы (не бесплатные разумеется), где опытные люди, работавшие в FAANG, проведут с вами типовое интервью и дадут развернутый отзыв. Подчеркнут, над чем вам еще надо поработать перед тем, как поучаствовать в реальном важном интервью (на DOU был блог на эту тему).

Репетиция нужна не только для кинопроб. Просто обдумайте то, что планируете сказать, и запишите свой спич на диктофон. Потом прослушиваете запись и в несколько итераций убираете большинство ошибок.

Особенно репетировать полезно, если интервью будет на английском. В этом случае подключаются еще и языковые барьеры. Здесь буквально несколько самых общих слов о международных собеседованиях:

  • Не старайтесь заучить и сразить собеседника высокопарными идиомами. Во-первых, большинство из них все равно устареет к тому времени, как вы о них узнаете. Во-вторых, когда мир смешался в «вавилонском столпотворении» кросскультурной коммуникации, приоритетом стала простота. Чем проще скажете, тем больше это оценят.
  • Ошибки — это не так страшно, как вам кажется. Все к ним привыкли. Тем не менее, не расслабляйтесь и учите язык. Самим же будет стыдно звучать, как клюквенный Russian Mafia Boss из «Джона Уика». Если плохо говорите, не тараторьте, а говорите помедленнее, но разборчивее.
  • Не поняли собеседника — переспросите, это нормально в международной коммуникации.
  • В Европе и США оценят ваше умение поддержать small talk. Не удивляйтесь, если разговор пойдет о погоде или о том, как прошли выходные. Обязательно поддержите, но не разматывайте тему надолго. Буквально пару слов.
  • Учитывайте важные особенности в разных культурах (от шаббата в Израиле до повестки и тем политкорректности и равноправия в США).
Более правильные прикладные вещи на эту тему тоже были на DOU.

✅ 19. Умейте настраиваться на волну собеседника и импровизировать​

Если вы освоили предыдущие 18 пунктов, то в большинстве случаев этот пункт уже прокачается сам собой. Важный момент — это совет для всех сторон: не только того, кто проходит интервью, но и того, кто проводит. «Душное интервью» по методичке или сценарию — это худшее, что может быть на собеседовании. В идеале, когда при первом же разговоре кандидат и рекрутер сразу же начинают понимать друг друга с полуслова.

Свежий пример, буквально прошлая пятница. Наша коллега Алина проводила собеседование на позицию CMO в IT-проект. Когда в пятницу вечером мы всей командой собрались на командный debrief call, то Алина буквально сияла. Она рассказала, что собеседование с легким и приятным кандидатом придало ей нереальный заряд бодрости. А мы в очередной раз получили подтверждение, что именно такие яркие моменты мотивируют больше всего. Из чего сложился пазл «собеседования, которое удалось»?

1. Кандидат сразу же искренне улыбнулся (это такая мелочь, но это так задает тон всему разговору).

2. Легко и с юмором говорил о себе и своем опыте. Не могу не процитировать его ответ на то, как он переключается с работы на хобби: «Я занимаюсь боевыми искусствами и боксом. И если еще и там думать о работе, можно просто получить в дыню». Вот это я и имею в виду, когда говорю о легкости общения.

3. В какой-то момент они начали дополнять друг друга:

  • Алина: «Как вы от копирайтинга перешли в маркетинг и стали CMO?»
  • Кандидат: «Ну, знаете, сначала ты просто текстики пишешь, а потом...»
  • Алина: «А потом на тебя сваливают всю работу сммщика»
  • Кандидат: «Именно»
После этого интервью шло еще более живо. Казалось бы, что здесь сложного? Но часто обе стороны забывают о таких простых вещах, которые превращают интервью из «душного» собеседования в продуктивный и приятный деловой разговор.

Итоги​

Каждое собеседование — уникальное, но есть вещи, которые надо помнить, независимо от специфики работы, ролей и стека. Заранее знайте, чего ждете от собеседования, готовьтесь, репетируйте, сформулируйте очень короткое описание своих достоинств, изучите возможные провокационные вопросы и будьте готовы отвечать на них с невозмутимостью 10-килограммового рыжего кота.

И самое главное: собеседование — это не «игра в одни ворота». Это диалог на тему опыта, стремлений, готовности, ожиданий. А для вас это отличная возможность выяснить все, что вы хотели. Это касается не только советов по процессам найма, лайфхаков о том, как и что лучше сказать/показать, но и в целом никто не мешает спросить о ситуации и трендах на рынке. Быть в курсе событий — это уже большой шаг вперед. Любой адекватный человек не откажется рассказать вам что-то полезное.

Надеюсь, этот гайд будет вам полезен при подготовке к тому самому life-changing собеседованию.

 
Сверху