Deep work. Как восстановить свое внимание и погрузиться в работу

Kate

Administrator
Команда форума
Меня зовут Анастасия Ярмош, и вот уже 6 лет работаю в компании Virtuace. В мир ІТ я попала случайно, начинала с позиции офис-менеджера, еще когда в нашей компании в Киеве даже не было офиса (вот такой вот парадокс). С годами фирма выросла, и я выросла вместе с ней. Мой функционал увеличился и теперь включает в себя также внутренние коммуникации и организацию ивентов.

Коммуницируя с людьми, которые работали и работают у нас, я обратила внимание, что люди — разные, но проблемы у них похожие. Многим сложно сосредоточиться на работе, а только сосредоточились, сразу появляются неотложные дела... Я и сама, работая над разными внутренними проектами в компании, не раз сталкивалась с этим. Так что проблема прокрастинации и поверхностного углубления в задачу актуальна для многих, независимо от специализации. Уверена, что мой опыт будет полезен всем — как нетехническим, так и техническим специалистам. В этой статье хочу рассказать, как с этим можно бороться и не просто бороться, а победить. Назло всем дедлайнам!

2_QgFPwUh.png
Иллюстрация Алины Самолюк

Почему же не получается начать работать​

Передо мной чистый лист бумаги. Нужно сосредоточиться на написании статьи. Но, пожалуй, сперва сделаю себе кофе. Ведь без кофе никак не начать, тяжело думается, и вообще, что такое выпить кофе? Это же всего пять минут, а потом сразу примусь за работу, вот прямо сразу.

Примерно такие мысли сопровождали меня несколько недель, и каждый день находилась целая кипа всего: от личных дел и работы до кофе-чая-фейсбука. И нет, откладывание и отвлечение от написания статьи — это не тот случай, когда «я не хочу это делать, просто тяну», потому что я очень хочу. Того, что я действительно не хочу делать, мало, почти все из этого я делегировала. Научилась отличать, что я хочу, от того, чего действительно не хочу. И я не уникальна в своей проблеме, неспроста же есть поговорка «вечно разрываешься между важным и срочным». И срочное побеждает. Всегда есть что-то, что надо на вчера, всегда есть какая-то пятиминутная задача, да и не одна. В итоге они съедают весь день. А потом еще день и еще. Но как тут сосредоточишься на важном, когда поступают все новые и новые сообщения от клиента, в рабочем чате джуны взывают о помощи, а кофе сам себя не выпьет? Давайте разбираться. В конце концов, за написание этой статьи я взялась именно для того, чтобы раз и навсегда узнать, что это за «баг» такой и как его «пофиксить».

Психологи всего мира говорят две вещи: что лени не существует и что за ней всегда скрывается что-то большее. Если резюмировать все, что было прочитано мной за жизнь на эту тему (например, книги «Законы Паркинсона» Сирила Норкота, «Сила воли» Келли Макгонигал, «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, сайты Пси-фактор, Psy Practice, Association for Psychological Science), то можно выделить такие пункты:

  1. Нежелание выполнять задачу
  2. Неправильно обустроенное рабочее место
  3. Неправильно распределенное время
  4. Нехватка энергии из-за недостаточного количества сна, болезни либо стресса
  5. Незнание, как выполнить задачу
  6. Прокрастинация
  7. Зависимость от вдохновения
  8. Синдром СДВГ
Рассмотрим каждый пункт поподробнее.

Нежелание выполнять задачу​

Это одна из самых распространённых причин. Например, вы осознаете бессмысленность выполняемого действия. Когда сколько усилий не прикладывай, задача не ведет к нужному результату. Либо же регламентированные действия нелогичны и на самом деле больше мешают, чем помогают выполнить задачу.

Человеческий мозг — не дурак, он умеет считать целесообразность любого действия еще до того, как мы успеваем что-либо понять. И часто, чувствуя нежелание на совершение того или иного действия, имеет смысл разобрать его на пункты и проверить, насколько они соответствуют тому, что должно быть в результате.

Когда я работала на одном из проектов заказчика контент-менеджером, среди моих обязанностей было выкладывать документы разных клиентов на портал. Все загрузить одновременно было нельзя, надо было загружать по одной штуке и везде вручную проставлять конфиденциальность. Портал был написан на устаревшей платформе, поэтому ничего не возможно было автоматизировать. Но каждый раз, выполняя по несколько часов действия (документов было много и обновлялись они часто), которые можно сделать за две минуты при правильной организации процесса, я сильно демотивировировалась и ощущала бессмысленность.

Периодически стоит выставлять чек-поинты и смотреть, насколько мы приблизились к цели, и тут же делать анализ: если нет, то почему? А можно ли это сделать быстрее/проще? Всегда ищите легкие пути, даже если вы волею случая оказались в 15 веке, то не тащите сами телегу там, где можно запрячь лошадь.

Неправильно обустроенное рабочее место​

Этот пункт часто люди недооценивают. Потому что, когда рабочее место устроено удобно и правильно, мы воспринимаем это как должное и не обращаем внимание на все эти удобные мелочи. А когда что-то не так, не можем осознать, в чем же проблема, но начинаем увиливать от работы. Проверить, удобно ли обустроено ваше рабочее место, будь то дома или в офисе, легко, нужно один-два дня специально обратить внимание на такие вещи:

  • не слишком ли у вас устают глаза от экрана монитора, если да, стоит поменять экран;
  • не болит ли спина или другие части тела к концу дня от кресла или другой поверхности, на которой вы сидите;
  • не слишком ли шумно там, где сидите. Проверить это можно таким образом: если к концу дня слышите шум голосов или других звуков в голове, значит, ваш мозг находится под дополнительной нагрузкой, шум он воспринимает как информацию и бесконечно обрабатывает ее;
  • не слишком ли яркое или, наоборот, тусклое освещение. Этот пункт можно было бы отнести к удобству экрана монитора, но все же это немного другое: неправильное освещение воспринимается мозгом так же, как шум, и когда вы отводите уставшие глаза от экрана, вы их не расслабляете, а напрягаете неправильным светом;
  • удобно ли обустроен рабочий стол, есть ли там место, чтоб аккуратно сложить бумаги, личные вещи, поставить чашку и так далее. Если там бедлам, то смотрите пункт выше мозг будет отвлекаться и все время обрабатывать ненужную информацию;
  • чистота рабочего стола, стула. Это, казалось бы, очевидно, но подчеркну еще раз: пыль, грязь, остатки еды и пятна вызывают подсознательную брезгливость и нежелание касаться и находиться рядом с такими предметами.
Если совпал хотя бы один из пунктов, вы будете неосознанно избегать длительного и вдумчивого выполнения работы, как бы ища повод на долго не задерживаться на рабочем месте. Например, в нашей компании часть людей, несмотря на имеющуюся у них возможность работать из любой точки мира (что особенно ярко показал карантин), все равно стремятся прийти в офис. Часто дело в том, что в офисе рабочее место правильнее организовано. Вывод простой: на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, стол, стул должны быть подогнаны по нужной вам высоте и жесткости, освещение — нейтральное, шумы — сведены к минимуму.

Неправильно распределенное время​

Этим пунктом, конечно же, грешим мы все, и как бы не старались идеально распределить свое время, до конца это сделать невозможно. Но все же, чтобы минимизировать метания между срочным и важным, стоит придерживаться таких простых правил.

Не планировать слишком много разноплановых задач на один день. На переключение между задачами уходит от 5 до 15 минут, соответственно, какие-то пункты будет нереально успеть сделать.

Например, мой знакомый тимлид в течение дня координирует работу тестировщиков, бизнес-аналитиков, своей команды, занимается обучением джунов, иногда выполняет функции админа и пишет код. Естественно, все он не успевает, день за днем выматывается и в итоге периодами вообще чувствует апатию к работе. Ведь крайне сложно, когда пишите логику, отвечать на срочный звонок заказчика с призывом о помощи «у меня не работает VPN, что делать». Затем отвечать на вопросы джунов, после этого возвращаться к написанию кода и в процессе координировать работу всех.

Посмотрите на задачу. Прикиньте, сколько времени нужно на ее выполнение. А теперь умножьте на два. Всегда лучше заложить больше времени, чем меньше, особенно когда сообщаете эстимейт заказчику. Будет лучше сдать работу раньше установленного срока и прослыть человеком, который делает все быстрее, чем наоборот.

Просмотрите список задач и делегируйте все, что можно делегировать, и делайте только то, что реально зависит от вас. Таким образом список «срочных» дел явно уменьшится. Чем выше ваша квалификация, тем больше оставляйте себе сложных задач, а всю рутину, например поменять лейблу, может делать человек с меньшим опытом. Как проверить, что можно делегировать? Если работу мало кто может выполнить, значит, это то, ради чего вы на проекте. Остальное по возможности отдавайте.

Среди своих дел выделить стратегические и долгосрочные таски, где результат нужен не на завтра, а, например, через полгода. И во что бы то ни стало, уделять время этим задачам каждый день по 1-2 часа. Это предотвратит ситуацию, когда приходится выполнять задачу «на вчера».

Выполняя задачу, давайте себе время на отдых. Как бы не бесили советы «каждый час прервитесь на 10 минут и сделайте разминку», особенно когда мы наконец только-только сосредоточились на работе, эти перерывы не дадут накопиться усталости, не дадут начать «задыхаться» от объема задачи, но обеспечат легкую перезагрузку и возможность пересмотреть уже сделанное и что-то улучшить, оптимизировать.

Во время выполнения работы отключайте все уведомления почты, фейсбука и так далее, они будут только «сбивать темп». Даже если вы не будете заглядывать в телефон или на почту, все равно чувство беспокойства, что вам что-то пришло, будет съедать ваше внимание.

Нехватка энергии из-за недостаточного количества сна, болезни либо стресса​

Мы все живем в условиях, далеких от идеальных. Мало спим, неправильно питаемся, болеем и нервничаем. Но как бы не хотелось смириться с этим и жить дальше, игнорировать свой организм не получится. Уставший человек не может просто физически сосредоточиться и эффективно выполнять работу.

Мы всегда находим время, чтобы заправить машину, поменять в ней масло, починить неисправности, вовремя «обуть» резину, потому что знаем: договориться не получится, она просто не поедет. Но с собой можно же договориться, можно уговорить себя «посмотреть еще одну серию сериала на ночь», а в итоге проспать 4 часа и с затуманенным сознанием будить детей, отвозить их в школу и затем приступать к работе.

Однажды у писательницы Анны Старобинец я прочла целое размышление на тему, как начать вовремя ложиться спать. Анна докопалась до причины: она не ложилась вовремя спать, потому что ночь — это время ее свободы, когда она никому ничего не должна, никто от нее ничего не ждет. Все спят, и она может просто отдохнуть.

Похожая проблема есть у многих. С ней можно бороться таким способом (я сама еще не пробовала, но давайте начнем вместе!): четко обозначать время, когда вас можно «дергать» заказчикам, команде, детям, жене, собаке, и время, когда вы недоступны ни в каком виде. В работе легко ограничиться бизнес-часами. Кстати, люди, которые готовы общаться только в рабочее время, выглядят в глазах клиентов и работодателей более ценными, чем те, кто сию же секунду отвечают и кидаются мгновенно выполнять любые просьбы.

Сложнее с близкими, но если договориться о часе-двух только для себя, например, сразу после работы либо в утренние часы, обозначить, что даже если вы дома, то вы вообще недоступны, ощущение, что нужно ждать ночи, чтобы залипнуть в сериал/книгу, ленту в соцсетях, пропадет само собой. Отдыхать нужно не менее эффективно и правильно, чем работать. Есть хорошая фраза: «Недоотдых ведет к недоработе, а это прямой путь в нищебродство». Пойду распечатаю ее и повешу себе на холодильник.

Незнание, как выполнить задачу​

Приходя на определенную позицию, мы часто думаем, что от нас ожидают вселенского знания. Но знать все невозможно, и грамотного специалиста от неграмотного отличает в том числе умение найти нужную информацию и ориентироваться по ситуации. Страх перед неизвестным и страх быть разоблаченным вполне понятны, но бороться с ними нужно признаниям факта «я все знать не могу», а затем приступать к изучению документации, гуглу, обратится к коллегам.

В конце концов, команда для того и нужна, чтобы в нужный момент поддержать и подсказать. Как только пропадет страх ошибиться и что кто-то поймет, что вы чего-то не знаете, сразу станет легче выполнять новые задачи.

Общаясь с коллегами из разных команд, я видела появляющийся страх у людей (особенно джунов или тех, кто недавно пришел работать на проект) из-за того, что они не знали, как выполнять ту или иную задачу, и думали, что их непременно уволят, понизят. Но правда в том, что зачастую тимлид и техлид все отлично видят: и какой вы специалист, и что умеете, а что нет, и понимают, как ваши софт скилы помогут в решении трудных задач, прочтете ли вы нужное, проявите ли упорство в решении задачи, обратитесь ли за помощью.

Тимлидами становятся люди, которые хорошо умеют «видеть» других, им ваши слабые стороны уже известны. Когда я объясняла это коллегам, они успокаивались, настраивались на работу, и у них все получалось. Страх помогал людям в первобытных условиях выживать, но в современном мире он чаще мешает, чем наоборот. Как часто страх оберегал нас от реальной опасности? А как часто от успеха?

Прокрастинация​

Прокрастинация — неизменный спутник всех перфекционистов, они же отличники по жизни. Люди, которые привыкли все доводить до идеала, в реальности страдают, потому что тратят уйму времени и усилий, а идеальный результат часто так и остается, как горизонт — прекрасен, но недостижим. Бороться с этим крайне трудно, к этому нас приучали в школах и институтах, показывая, как важно десять раз переписать палочки и крючочки, чтобы получить то самое заветное «пять» и прослыть молодцом. До следующего дня. В котором будет новая порция неидеально ровных палочек и снова переписывать их до идеально ровного состояния.

С годами неизменно появляется подруга перфекционистов — прокрастинация. Она несет с собой нежелание вообще что-либо делать, если идеального результата все равно не будет. Это опасное состояние, которое высасывает из нас силы и энергию, взамен не давая работать.

По моим личным наблюдениям, у наших западных коллег эта проблема встречается в разы реже, ведь их никто не заставлял рисовать ровные палочки в 7 лет, когда еще не развита мелкая моторика руки, но их приучали к тому, что придет время и палочка станет идеально ровной. А вы уже сейчас молодцы, потому что, делая это сегодня, еще на шаг приблизились к результату. Всегда можно сделать лучше, но нужно понимать, что «great things take great time», и не требовать от себя идеального результата «на вчера».

Зависимость от вдохновения​

Вдохновение — штука коварная и часто покидающая нас в нужный момент. На этом пути идеальным перехватчиком будет упорство. Закончилось вдохновение, а работа еще и наполовину не сделана? Продолжайте делать. Даже если кажется, что предыдущая половина кода была супер, а сейчас вы напишите барахло — все равно продолжайте. Это только кажется, что ту часть за вас написало вдохновение, а без него вы не можете. Это написали вы — и тогда, и сейчас. И вторая часть будет не менее хороша, чем первая, потому что вы профессионал своего дела.

Когда-то давным-давно я была на мастер-классе по фотографии у одного известного фотографа — Катерины Упит, и все занятие она говорила о построении композиции, выборе ракурсов, методах обработки, цветовом круге, геометрии в фотографие, короче говоря, об инструментах. И ни слова о великом секрете «как поймать музу». Видимо, этот вопрос мучил не только меня, потому что в какой-то момент из зала спросили: «А как же вдохновение? А если его нет, то как работать?», на что Катерина ответила: «А при чем тут вдохновение? Я просто сажусь и обрабатываю снимки или иду и снимаю. Это миф, что художнику нужно вдохновение. Ему нужны профессионализм, набор инструментов и желание трудиться, а вдохновение — штука мимолетная, она не сделает из вас профессионала. Просто берите и делайте». Я запомнила этот совет на всю жизнь.

Синдром СДВГ​

Медицинская проблема, о которой мало известно в Украине, да и вообще на просторах СНГ. Известно, что около 2,9% взрослых людей в мире страдают этой проблемой. Есть различные ее формы и сочетания. Разберем для начала, что это такое.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (англ. attention deficit hyperactivity syndrome), или СДВГ, — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудность концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при склонности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и сложности с восприятием информации.

В МКБ-10 СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам — группе эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском возрасте, а в МКБ-11 относится к нейроонтогенетическим расстройствам (по данным ВОЗ). Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни. Бывают различные сочетания этой болезни: «невнимательности» и/или «гиперактивности и импульсивности». Далее я перечислю основные симптомы.

Невнимательность​

  1. Часто не может удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в выполняемой работе и других видах деятельности (например, пропускает детали, работа неточная).
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий.
  3. Часто складывается впечатление, что человек не слушает обращённую к нему речь (например, что умственно он в другом месте).
  4. Часто не следует инструкциям и не завершает задания, обязанности или рутинные операции на рабочем месте (например, начинает задания, но быстро теряет фокус и легко отвлекается).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задач и других видов деятельности (например, затруднение в управлении последовательными задачами, затруднение хранения материалов и вещей в порядке; беспорядочная, неорганизованная работа, плохое управление временем, невыполнение сроков).
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьная или домашняя работа, для старших подростков и взрослых — подготовка отчётов, заполнение бланков, анализ длинных документов).
  7. Часто теряет вещи.
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, в выполнении обязанностей, поручений, оплате счетов, назначении встреч).

Гиперактивность и импульсивность​

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, извивается на месте.
  2. Часто встаёт со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность, мучается от чувства беспокойства.
  4. Обычно не может тихо, спокойно заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор» (например, ему неудобно находиться в течение длительного времени в ресторанах, на встречах).
  6. Бывает болтливым.
  7. Часто отвечает до того, как вопрос задан до конца (например, завершает предложения людей, не может ждать поворота в разговоре).
  8. Обычно с трудом дожидается наступления благоприятных событий в различных социальных ситуациях (например, в ожидании права быть обслуженным в порядке очереди).
  9. Часто перебивает или вторгается к другим (например, встревает в разговоры, может начать использовать вещи других людей, не спрашивая или не получая разрешения).
Многие взрослые, у которых СДВГ не был выявлен в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.

То есть невозможность сосредоточиться для некоторых людей — не их личное нежелание работать, а медицинская проблема, которую нужно решать комплексно. Важно помнить, что точный диагноз может поставить только специалист, который пропишет правильное лечение.

Выводы​

Сосредоточиться на работе время от времени трудно всем, но чем интереснее и значимее для вас то, что вы делаете, тем легче будет выполнять задачи. Но если вы привели в порядок рабочее место, грамотно распределили время, высыпаетесь и здоровы, разобрались, как выполнять задачи, наплевали на отсутствие вдохновения,, а работа все равно не идет, то возможно то, что вы делаете, не соответствует вашему уровню и собственным ожиданиям от себя? Подумайте об этом. Ведь самый главный человек у себя — это вы, и важно, чтобы вы были счастливы.


 
Сверху