Практически любая компания дорастает до момента, когда желает, чтобы о ней узнали все вокруг. Я не буду сейчас давать пошаговый план достижения всемирной популярности, но расскажу, с чего следует начать, чтобы не спустить целое состояние.
Меня зовут Юля Избякова, я Head of IT HR в Зарплате.ру. Занимаюсь не только HR-процессами, но и развитием направления DevRel (от англ. developer relations — отношения с разработчиками) — продвижением бренда компании среди технических специалистов, выстраиванием связей с IT-индустрией. Если по-простому, DevRel — это то, как видят вашу компанию айтишники, которых вы хотите пригласить на работу.
Почему я могу об этом рассказывать? Потому что уже на протяжении 5 лет в разных IT-компаниях, занимаюсь организацией митапов, техтолков, трансляции для IT-инженеров в Новосибирске. Ещё несколько раз делала партнёрские стенды для конференции CodeFest, готовила спикеров и сама была спикером и фасилитатором.
Конференция RndTechConf 2021
У меня часто спрашивают, какая задача у DevRel-специалиста? Привожу пример с “зелеными и красными огоньками” из книги “Комьюнити-менеджмент” Влада Титова.
Огонёк — это те эмоции, которые возникают у вас в голове, когда слышите или читаете о той или иной компании. Зелёный огонёк — положительные эмоции, красный— негативные.
В моём понимании, DevRel должен сделать так, чтобы у бОльшего числа разработчиков города, страны или мира в головах вспыхивали те самые “зеленые огонёчки”. Это основная задача, которую я ставлю перед собой и своей командой.
Таких оунеров в компании может быть и несколько. Так можно создать гильдии по направлениям, например Frontend, QA или DevOps, что будет привлекательно для IT-сообщества. Это идеальный расклад, так как ребята уже заряжены, чтобы делиться знаниями, готовы сделать вокруг себя комьюнити. Останется только помочь им с организацией и поощрять инициативу.
Второй вариант — взять на DevRel HR или Event-менеджеров. Главное, чтобы они были “на одной волне” с разработчиками.
Третий вариант — нанять человека с рынка IT. Понадобится время, чтобы его заонбордить и погрузить в продукт, познакомить со всеми процессами.
И крайний случай — нанять агентство, которое за вас сделает всё по техническому пиару. Я считаю это исключительной мерой, так как она может быть слишком дорогой для компании, а я обещала рассказать про DevRel за копейки.
Чтобы было не так страшно стартовать, сначала стоит взяться за внутренние ивенты для своей команды — митапы, воркшопы, техтолки и прочее
Стоит помнить, что основной способ распространения информации о вас, как о технологичной компании — ваша команда разработки, с неё и нужно начинать.
Внутренний митап в Зарплате.ру
Tech Talks Зарплаты.ру
Расчеты для митапа в офисе с гостями:
Расчёт для ивента в баре:
Депозит 1000-1500 рублей на человека. В это входят частичная аренда бара и обслуживание, закуски в виде пивных тарелок и пиццы на столы, welcome-бокал пива каждому гостю.
Итого: 1500 рублей на 1 человека.
Не стоит делать всё разом. Выберите интересный формат и поддерживайте периодичность.
Экспериментируйте. Если что-то сделали и поняли, что для вашей аудитории такой формат не подходит, не повторяйте, пробуйте другое. Примеряйте разные виды ивентов и оценивайте отклик, остановитесь на том, с какого будет самый позитивный отклик.
Игра "100 к 2" на Tech Talks Зарплаты.ру
То есть изначально поймите, что вы будете мерить и какие результаты вы ожидаете.
Какие метрики есть у нас для внешних ивентов:
Внутренние ивенты повысят вовлеченность и лояльность команды. Коллеги поймут, что для вас ценно их желание делиться экспертизой. Поощряйте их за инициативу, рассказывайте на всю компанию о том, что вы делаете, соблюдайте регулярность и всё заработает как “снежный ком”.
Внешние ивенты работают также, сначала к вам придут 20 человек, потом 40 потом 100. И “ваши люди” будут о вас хорошо откликаться и рассказывать другим.
Главное всё делать с душой.
Напоследок, я хочу посоветовать не хантить на ивентах — это испортит вам всю карму. Ребята с “зелёными огоньками” сами придут в вашу компанию, потому что круто работать в публичной команде, которую знают и уважают в IT-тусовке.
habr.com
Меня зовут Юля Избякова, я Head of IT HR в Зарплате.ру. Занимаюсь не только HR-процессами, но и развитием направления DevRel (от англ. developer relations — отношения с разработчиками) — продвижением бренда компании среди технических специалистов, выстраиванием связей с IT-индустрией. Если по-простому, DevRel — это то, как видят вашу компанию айтишники, которых вы хотите пригласить на работу.
Почему я могу об этом рассказывать? Потому что уже на протяжении 5 лет в разных IT-компаниях, занимаюсь организацией митапов, техтолков, трансляции для IT-инженеров в Новосибирске. Ещё несколько раз делала партнёрские стенды для конференции CodeFest, готовила спикеров и сама была спикером и фасилитатором.
Когда звать DevRel?
Когда понимаете, что о вашей компании должны узнать больше людей – ищите себе DevRel’a. Чаще всего это осознание приходит, когда начинаются проблемы с наймом, и когда на интервью очень долго рассказываете, что вы за компания, почему работать у вас это здорово и классно. Но в этот момент нужно чётко понимать, что само развитие IT-бренда не даст моментальных результатов, так как это работа вдолгую.У меня часто спрашивают, какая задача у DevRel-специалиста? Привожу пример с “зелеными и красными огоньками” из книги “Комьюнити-менеджмент” Влада Титова.
Огонёк — это те эмоции, которые возникают у вас в голове, когда слышите или читаете о той или иной компании. Зелёный огонёк — положительные эмоции, красный— негативные.
В моём понимании, DevRel должен сделать так, чтобы у бОльшего числа разработчиков города, страны или мира в головах вспыхивали те самые “зеленые огонёчки”. Это основная задача, которую я ставлю перед собой и своей командой.
Где искать DevRel’ов?
Идеальный вариант — это когда есть инициативный инженер из разработки, который готов стать оунером DevRel-проекта. Он легко найдёт общий язык с инженерами, будет продвигать не только IT-бренд компании, но и свой личный.Таких оунеров в компании может быть и несколько. Так можно создать гильдии по направлениям, например Frontend, QA или DevOps, что будет привлекательно для IT-сообщества. Это идеальный расклад, так как ребята уже заряжены, чтобы делиться знаниями, готовы сделать вокруг себя комьюнити. Останется только помочь им с организацией и поощрять инициативу.
Второй вариант — взять на DevRel HR или Event-менеджеров. Главное, чтобы они были “на одной волне” с разработчиками.
Третий вариант — нанять человека с рынка IT. Понадобится время, чтобы его заонбордить и погрузить в продукт, познакомить со всеми процессами.
И крайний случай — нанять агентство, которое за вас сделает всё по техническому пиару. Я считаю это исключительной мерой, так как она может быть слишком дорогой для компании, а я обещала рассказать про DevRel за копейки.
С чего начать?
Предположим, что DevRel-специалиста вы нашли. Пусть даже называться он будет по-другому, главная его обязанность будет — отвечать за IT-бренд команды. Что дальше?Чтобы было не так страшно стартовать, сначала стоит взяться за внутренние ивенты для своей команды — митапы, воркшопы, техтолки и прочее
Стоит помнить, что основной способ распространения информации о вас, как о технологичной компании — ваша команда разработки, с неё и нужно начинать.
Приведу несколько примеров недорогих ивентов, которые можно сделать для своих инженеров внутри компании. Все они взяты из личного опыта.
- Внедряйте новые технологии через доклады с конференций. Хотите что-то изменить в процессах компании – найдите стоящий доклад на необходимую вам тему, скорее всего, кто-то уже выступал с ней. Посмотрите доклад вместе с командой.
Изучите и обсудите информацию вместе: как это можно реализовать в ваших продуктах или процессах. Будет круто, если устроите уютную встречу, например, с пиццей и напитками. Конечно, можно просто всем разослать доклад и пообщаться в чате, но лучше сделать из этого событие, пусть и компанейское.
Стоимость ивента: около 500 рублей на человека. - Создайте отдельный канал в корпоративном мессенджере, в котором команда разработки сможет обмениваться полезными статьями, видео, курсами и пр. У нас в Зарплате.ру этот канал называется @guilds. Пополняйте контент, просите коллег постить туда информацию, со временем всё заработает само. Поищите в команде ответственного инженера, который станет оунером этого канала и будет в начале хотя бы раз в неделю шарить полезную информацию. Дальше все подтянутся автоматически.
Стоимость: 0 рублей. - Посещение митапов других компаний. Увидели какое-то интересное профильное событие в городе — сходите на него всей командой,
всех всё равно не схантят
Послушайте, о чём рассказывают другие, задавайте неудобные вопросы, пообщайтесь с коллегами из других IT-компаний , покажите вашу экспертизу. После встречи обсудите со своей командой, что было интересно и понравилось, а что нет.
Стоимость: 0 рублей. - Организуйте внутренний митап/воркшоп. В этот момент возникает вопрос: “А про что мы можем рассказать?”. Да, про всё, что угодно, про то, в чём вы сильны. Это не обязательно должен быть технический митап. На первых порах главное — показать коллегам, что “дома” выступать не страшно, что вы их поддержите. Выступайте сами, попросите выступить ТОП-ов, заразите их своим примером.
Расскажите про софтовые вещи: как проводить 1-on-1, как проводить собеседования, как составить себе план развития.
Обсудите темы процессов. Поделитесь личным опытом — это всегда заходит. Ещё можно говорить о прочитанных книгах. Если кто-то увлекается инвестициями, пусть эти ребята поделятся с командой инсайтами, как “начать инвестировать без ошибок”. Из моего опыта — однажды даже был воркшоп по тому, как правильно бегать на лыжах.
Со временем, если поставить подобные ивенты на поток, начнётся цепная реакция, и практически каждый захочет чем-то поделиться.
Стоимость: от 0 до 500 рублей на человека, если с едой и напитками - Если уж вашим ребятам совсем нечего рассказать, позовите внешнего эксперта. Внешним экспертом может стать человек из другой компании, учебного заведения, который силён в какой-то области знаний. Возможно, он уже выступал где-то на митапах в вашем городе или это ваш знакомый, который хочет начать карьеру спикера. Зовите, не бойтесь, обмен знаниями любят все. Заранее запросите у команды, про что им было бы интересно послушать.
Стоимость: от 0 рублей до 500 рублей на человека, если с фуршетом. В знак благодарности эксперту можно подарить что-то из мерча вашей компании.
Что можно сделать с минимальными затратами за рамками компании:
- Митап с пиццей и напитками для гостей в офисе — старо как мир, но продолжает работать. Могут выступить и ваши коллеги, и приглашённые спикеры.
Подобное мероприятие можно организовать где-то в баре или на коворкинг-пространстве. Главное — соблюдать периодичность, проводить его, например, раз в месяц. Такой ивент легко перевести и в онлайн, для тех, кто на удалёнке.
Стоимость: в среднем от 800 рублей на человека, с едой, напитками, бейджиками и мерчем для участников. - Комьюнити в барах — подходит в тех случаях, когда у вас есть оунер какого-то направления. Например, можно раз в месяц собирать ребят, которые пишут на PHP. Оунер предлагает для обсуждения пару-тройку тем, и в течение первых двух часов все обсуждают их, а потом просто общаются, налаживают нетворкинг.
В таком формате организаторам необязательно платить за всех, может быть вариант с welcome drink (приветственным напитком) или вообще — каждый платит сам за себя. Таким образом, вокруг вас формируется плотное IT-комьюнити, где каждый знает о других участниках, процессах компании.
Стоимость: от 0 рублей. - Экскурсии по офису — формат “просто познакомиться с компанией”. Если у вас крутое рабочее пространство, вам есть чем гордиться и что рассказать — проведите “день открытых дверей”. Пригласите коллег из других компаний, познакомьте их с внутренней кухней вашей команды, с офисом, покажите как вы работаете.
Стоимость: от 0 рублей, если без угощений и напитков. - Участие в конференциях. Возможно, кто-то об этом не знал, но чаще всего спикеры едут на конференции за счет организаторов. Билет на конференцию покупать не надо, перелёт и проживание в гостинице обычно тоже оплачивает принимающая сторона. С вашей компании — спикер с готовым докладом.
Первый раз будет нелегко, зато профит заметите сразу — повысите узнаваемость вашего бренда, сотрудники познакомятся с коллегами по отрасли, наберутся свежих идей от смены обстановки и новых знаний. Выступать там, кстати, тоже не обязательно с техническими темами, можно рассказать про менеджмент, провести “квартирник”, где вы будете только фасилитатором — подойдёт для случаев, когда кажется, что вам “нечего сказать”.
Стоимость: командировочные и брендированный мерч для спикера.
Раз уж я перешла к конференциям, то есть еще один лайфхак. Даже если вы не спикер, а участник, то можете собрать несколько человек в экспертной зоне, там обычно в свободном доступе стоят доски-флипчарты, и обсудить с ними любую тему. Про эту активность можно чуть заранее написать в чате участников конференции. - Пишите статьи на Хабр, в VС.ru или в другие СМИ. Это хороший способ продвижения вашего IT-бренда, особенно, если вы или ваши коллеги стесняетесь устных коммуникаций. Писать можно не только про разработку, но и про DevRel или ретроспективу с профильных конференций — какие доклады, по вашему мнению, были самыми интересными и почему. Говорить об особенностях корпоративной жизни компании.
Стоимость: 0 рублей. - Подружитесь с тематическими Telegram-каналами. Это обычно стоит денег, но если будете через них анонсировать ивенты — ваши охваты вырастут.
Для любителей онлайна можно организовать своё комьюнити в Telegram. Придётся позаботиться о создании годного контента и выстраивании периодичности публикаций.
Стоимость: от 0 рублей - Наше с Зарплатой.ру самое любимое — свои афтепати после конференций для нетворкинга. Подороже, чем всё предыдущее, но очень “весело и пьяно”. Суть в том, чтобы после какой-то конференции или митапа собрать желающих в уютном баре, чтобы в расслабленной обстановке поболтать о разработке. Нет какой-то темы, нет строгого формата, просто отдыхаем и обмениваемся впечатлениями после ивента.
Такие штуки происходят не очень часто, поэтому компания готова потратить деньги на закуски и напитки для всех. Горячую еду гости заказывают за свой счёт.
Стоимость: от 1500 рублей на человека.

Как мы считаем бюджеты, и что по минимуму в них может входить (расчет стоимости сделан на основе мероприятий в Новосибирске):
Для внутренних ивентов в офисе:- Пицца — 250 руб./чел. (1 пицца на 4 человека)
- Пиво — 200 руб./чел. (1 литр на 1 человека)
- Снеки — 30 руб./чел. (1 маленькая упаковка чипсов/сухариков/арахиса на человека)
- Соки и кола — 50 руб./чел. (0,5 литра на человека)
Расчеты для митапа в офисе с гостями:
- Пицца — 250 руб./чел. (1 пицца на 4 человека)
- Пиво — 300 руб./чел. (1,5 литра на человека)
- Снеки — 50 руб./чел. (1 средняя упаковка снеков)
- Соки и кола — 50 руб./чел. (0,5 литра на человека)
- Бейджи — 5 руб./шт. (наклейки с дизайном)
- Блокнот + ручка — 100 руб. (с дизайном компании)
Расчёт для ивента в баре:
Депозит 1000-1500 рублей на человека. В это входят частичная аренда бара и обслуживание, закуски в виде пивных тарелок и пиццы на столы, welcome-бокал пива каждому гостю.
Итого: 1500 рублей на 1 человека.
Как всё это воплотить и не разорваться?
Определите целевую аудиторию, найдите “ваших” людей на рынке. Постарайтесь вычленить из всего потока информации, что им нравится и какие форматы взаимодействия с вашей компанией близки, начинайте с самых простых.Не стоит делать всё разом. Выберите интересный формат и поддерживайте периодичность.
Экспериментируйте. Если что-то сделали и поняли, что для вашей аудитории такой формат не подходит, не повторяйте, пробуйте другое. Примеряйте разные виды ивентов и оценивайте отклик, остановитесь на том, с какого будет самый позитивный отклик.

Как измерить результат?
Собирайте фидбек после каждого ивента, даже внутреннего. Введите метрики оценки мероприятий: количество гостей, прирост новых пользователей в ваших корпоративных соцсетях, конверсия из зарегистрированных на ивент в пришедших по факту, спрашивайте у нанятых ребят, посещали ли они ваши ивенты до трудоустройства, что слышали о компании.То есть изначально поймите, что вы будете мерить и какие результаты вы ожидаете.
Какие метрики есть у нас для внешних ивентов:
- Количество регистраций и количество пришедших на людей на мероприятие
- Средняя оценка ивента (фидбэк после ивента)
- Прирост новых пользователей в социальных сетях в группах нашего технического бренда
- Количество лояльных гостей (те кто постоянно ходит и те, кто готов выступить на нашей площадке)
- Количество людей, которые сами изъявили желание прийти к нам на интервью после наших мероприятий (небольшое пояснение: мы не хантим никого на самих ивентах, не делаем потом рассылки с вакансиями и не передаем списки пришедших рекрутерам, чтобы они всех обзвонили)
Как понять, что это работает?
Это работает! Вы не ощутите сразу, но компанию начнут больше узнавать. Метрики это подтвердят.Внутренние ивенты повысят вовлеченность и лояльность команды. Коллеги поймут, что для вас ценно их желание делиться экспертизой. Поощряйте их за инициативу, рассказывайте на всю компанию о том, что вы делаете, соблюдайте регулярность и всё заработает как “снежный ком”.
Внешние ивенты работают также, сначала к вам придут 20 человек, потом 40 потом 100. И “ваши люди” будут о вас хорошо откликаться и рассказывать другим.
Главное всё делать с душой.
Напоследок, я хочу посоветовать не хантить на ивентах — это испортит вам всю карму. Ребята с “зелёными огоньками” сами придут в вашу компанию, потому что круто работать в публичной команде, которую знают и уважают в IT-тусовке.
DevRel за копейки
Практически любая компания дорастает до момента, когда желает, чтобы о ней узнали все вокруг. Я не буду сейчас давать пошаговый план достижения всемирной популярности, но расскажу, с чего следует...
