MVP (minimum viable product) - это первая версия вашего продукта, с помощью которой вы, как создатель продукта:
Возьмём в качестве примера не сложный IT-продукт, а самый обычный, бытовой предмет: швейцарский нож.
Однажды люди нащупали гипотезу, которая могла явиться проблемой: что если я оказываюсь в диком лесу, и мне нужно срезать гриб и отметить это, выпив бутылку шампанского? Носить с собой штопор и нож - попросту неудобно (да и кто в здравом уме берёт с собой в лес штопор?). Что, если объединить эти инструменты в одно?
Эти люди (назовём их фаундерами) попробовали совместить штопор и нож в одном инструменте, создали первый прототип (получилось криво и неудобно, но годно), и попытались продать будущим клиентам.
Представим, что у них это получилось. Что им делать в таком случае?
С каждой версией швейцарского ножа, нашим фаундерам нужно как можно быстрее выпустить образец на рынок, чтобы услышать обратную связь от покупателей.
Как это можно сделать?
В одной версии продукта стоит тестировать только одну гипотезу за раз. При этом гипотеза должна быть смелая. Хотят ли люди есть грибы? Определенно да! Готовы ли пить шампанское? О да! Но может ли кому-то внезапно понадобится и нож, и штопор одновременно? Это уже гипотеза, которую стоит протестировать!
Теперь перейдём к тому, что можно включить в первую версию продукта. Ответ прост: нужно включать те функции, которые:
1) работают на проверку ключевой гипотезы. Не добавлять в швейцарский нож сам нож - кощунство;
2) дают наибольшую ценность для пользователя. Да, в швейцарский нож можно напихать ещё и трекер шагов, и bluetooth колонку, но основную ценность в нашем примере имеет нож и штопор.
Все функции, которые не удовлетворяют этим требованиям, можно смело оставлять на будущее.
В IT-сфере - можно, если быть чуть хитрее и умнее, чем наши фаундеры из примера.
К примеру, они могли создать лендинг “Чудо Швейцарские Ножи”, повести на него трафик из социальных сетей, и посмотреть, оформляют ли люди предзаказ на этот товар. Если да - то его можно производить.
Примеров таких “предзапусков” в истории множество, но вот мой любимый:
Около 2-х лет создатели таск-менеджера Sunsama запустили на главной странице анкету, в которой опрашивали рабочие привычки будущих пользователей (сколько человек в команде, каким таск-менеджером пользуются сейчас, где хранят задачи и т.д.). Когда вышла первая версия продукта, доступ получили только те, кто подошёл в качестве целевой аудитории этого продукта. Таким образом создатели Sunsama убили трёх зайцев одним махом: исследовали аудиторию, получили первых последователей и подогрели интересы прочих, кто доступ не получил.
К слову, я даже пытался подобрать правильные ответы к анкете, чтобы получить доступ. И у меня это получилось! Но то, что оказалось внутри, мне уже было не интересно (не зря же я подбирал ответы).
Мы создаем продукты не только для того, чтобы решать проблемы и делать мир лучше, но и чтобы зарабатывать деньги. Если у вас есть инвестиции и собственные запасы, чтобы оплатить работу дизайнеров и разработчиков на долгие годы вперёд (чтобы впоследствии монетизировать платформу), это прекрасно. Если нет – продукт должен начать приносить вам деньги уже сегодня (за счёт подписки на сервис, рекламы или взимания платы за интеграцию).
Вот какие ошибки вы можете совершить “по ходу пьесы”:
Источник статьи: https://habr.com/ru/post/561010/
- подтверждаете гипотезу о необходимости конкретного решения, опираясь на поведение пользователей;
- собираете обратную связь от ваших будущих пользователей;
- пытаетесь продать (или уже продаёте) ваше решение пользователям.
Возьмём в качестве примера не сложный IT-продукт, а самый обычный, бытовой предмет: швейцарский нож.
Однажды люди нащупали гипотезу, которая могла явиться проблемой: что если я оказываюсь в диком лесу, и мне нужно срезать гриб и отметить это, выпив бутылку шампанского? Носить с собой штопор и нож - попросту неудобно (да и кто в здравом уме берёт с собой в лес штопор?). Что, если объединить эти инструменты в одно?
Эти люди (назовём их фаундерами) попробовали совместить штопор и нож в одном инструменте, создали первый прототип (получилось криво и неудобно, но годно), и попытались продать будущим клиентам.
Представим, что у них это получилось. Что им делать в таком случае?
- продолжать продавать текущее решение, параллельно добавляя туда новые инструменты (функции), опираясь на обратную связь и пожелания покупателей;
- совершенствовать текущее решение, делать его более удобным (работать над UX);
- собирать обратную связь от пользователей и корректировать продукт.
С каждой версией швейцарского ножа, нашим фаундерам нужно как можно быстрее выпустить образец на рынок, чтобы услышать обратную связь от покупателей.
Как это можно сделать?
- Производить и пытаться продать совсем маленькие партии;
- Экономить на качестве (но не так, чтобы получилось совсем плохо).
Как отбирать гипотезы и функции
Гипотеза - это предположение о проблеме клиента.В одной версии продукта стоит тестировать только одну гипотезу за раз. При этом гипотеза должна быть смелая. Хотят ли люди есть грибы? Определенно да! Готовы ли пить шампанское? О да! Но может ли кому-то внезапно понадобится и нож, и штопор одновременно? Это уже гипотеза, которую стоит протестировать!
Теперь перейдём к тому, что можно включить в первую версию продукта. Ответ прост: нужно включать те функции, которые:
1) работают на проверку ключевой гипотезы. Не добавлять в швейцарский нож сам нож - кощунство;
2) дают наибольшую ценность для пользователя. Да, в швейцарский нож можно напихать ещё и трекер шагов, и bluetooth колонку, но основную ценность в нашем примере имеет нож и штопор.
Все функции, которые не удовлетворяют этим требованиям, можно смело оставлять на будущее.
Валидация без продукта
Можно ли подтвердить гипотезу относительно продукта, совсем не создавая никакого решения?В IT-сфере - можно, если быть чуть хитрее и умнее, чем наши фаундеры из примера.
К примеру, они могли создать лендинг “Чудо Швейцарские Ножи”, повести на него трафик из социальных сетей, и посмотреть, оформляют ли люди предзаказ на этот товар. Если да - то его можно производить.
Примеров таких “предзапусков” в истории множество, но вот мой любимый:
Около 2-х лет создатели таск-менеджера Sunsama запустили на главной странице анкету, в которой опрашивали рабочие привычки будущих пользователей (сколько человек в команде, каким таск-менеджером пользуются сейчас, где хранят задачи и т.д.). Когда вышла первая версия продукта, доступ получили только те, кто подошёл в качестве целевой аудитории этого продукта. Таким образом создатели Sunsama убили трёх зайцев одним махом: исследовали аудиторию, получили первых последователей и подогрели интересы прочих, кто доступ не получил.
К слову, я даже пытался подобрать правильные ответы к анкете, чтобы получить доступ. И у меня это получилось! Но то, что оказалось внутри, мне уже было не интересно (не зря же я подбирал ответы).
Продавать или нет?
Автор книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» Эрик Рис говорит, что MVP с первого дня должен продавать. И я с ним абсолютно согласен.Мы создаем продукты не только для того, чтобы решать проблемы и делать мир лучше, но и чтобы зарабатывать деньги. Если у вас есть инвестиции и собственные запасы, чтобы оплатить работу дизайнеров и разработчиков на долгие годы вперёд (чтобы впоследствии монетизировать платформу), это прекрасно. Если нет – продукт должен начать приносить вам деньги уже сегодня (за счёт подписки на сервис, рекламы или взимания платы за интеграцию).
Ошибки при разработке MVP
MVP - это непаханное поле для больших ошибок и слитых бюджетов!Вот какие ошибки вы можете совершить “по ходу пьесы”:
- Включать слишком много необязательных функций. Представьте, что вы Роден (со швейцарским ножом в руке), и без сожаления выбрасывайте то, что не даёт ценности вашему продукту и не поддерживает его жизнеспособность;
- Не слушать обратную связь от пользователей. Если вы не проводите тестирования и не слушаете обратную связь от пользователей, то вообще непонятно, зачем вы затеяли MVP. Возможно, вам стоит сразу пилить полноценный продукт и оказаться без миллиона в кармане?
- Слишком стараться. Есть выражение, что если вы показываете первую версию продукта, и вам не стыдно - то вы уже перестарались. Поверьте, у вас будет бесконечно много шансов улучшить ваш продукт, и делать сразу идеально вовсе не обязательно!
- Недостаточно стараться. Можно придумать отличную идею совместить нож со штопором, но если сделать это в стиле “и таааак сойдёт!”, то вы рискуете, что ваш пользователь окажется без руки, пользуясь вашим чудом техники. Перефразирую: в 21 веке уже недостаточно сделать косое и кривое приложение. Аппетиты и желания клиентов растут, поэтому постарайтесь, чтобы ваша первая версия выглядела хотя бы симпатично.
- Влюбиться в продукт. Возможно, посреди разработки вам придется сменить концепцию. Возможно, вам придётся пожертвовать функциями, которые вам были так близки! А возможно, и весь продукт придётся прикрыть. Не влюбляйтесь в ваш продукт, иначе любые изменения будут даваться с трудом. Держите голову холодной, будьте гибкими, слушайте ваших пользователей. Помните, что подкидывать вам проблемы и задачи - это их основная работа.
Источник статьи: https://habr.com/ru/post/561010/