MVP на примере швейцарского ножа

Kate

Administrator
Команда форума
MVP (minimum viable product) - это первая версия вашего продукта, с помощью которой вы, как создатель продукта:
  • подтверждаете гипотезу о необходимости конкретного решения, опираясь на поведение пользователей;
  • собираете обратную связь от ваших будущих пользователей;
  • пытаетесь продать (или уже продаёте) ваше решение пользователям.
Пройдёмся по этим пунктам.
Возьмём в качестве примера не сложный IT-продукт, а самый обычный, бытовой предмет: швейцарский нож.
7b6350971d2c3e5ad841fb83c6a49b53.jpeg

Однажды люди нащупали гипотезу, которая могла явиться проблемой: что если я оказываюсь в диком лесу, и мне нужно срезать гриб и отметить это, выпив бутылку шампанского? Носить с собой штопор и нож - попросту неудобно (да и кто в здравом уме берёт с собой в лес штопор?). Что, если объединить эти инструменты в одно?
Эти люди (назовём их фаундерами) попробовали совместить штопор и нож в одном инструменте, создали первый прототип (получилось криво и неудобно, но годно), и попытались продать будущим клиентам.
Представим, что у них это получилось. Что им делать в таком случае?
  1. продолжать продавать текущее решение, параллельно добавляя туда новые инструменты (функции), опираясь на обратную связь и пожелания покупателей;
  2. совершенствовать текущее решение, делать его более удобным (работать над UX);
  3. собирать обратную связь от пользователей и корректировать продукт.
Но всё получается с первого раза только у создателей швейцарских ножей. В реальной жизни 42% стартапов умирают от отсутствия спроса. Каждый раз фаундеры могут заходить на рынок с новым набором инструментов (пробовать разные гипотезы), либо, если всё идет наперекосяк - менять бизнес модель (сделать Pivot).
С каждой версией швейцарского ножа, нашим фаундерам нужно как можно быстрее выпустить образец на рынок, чтобы услышать обратную связь от покупателей.
Как это можно сделать?
  1. Производить и пытаться продать совсем маленькие партии;
  2. Экономить на качестве (но не так, чтобы получилось совсем плохо).
Именно такой подход: быстро создать решение, протестировать на пользователях, услышать обратную связь, и выйти на второй цикл улучшения продукта (или на смену бизнес-модели) и можно назвать MVP-подходом.

Как отбирать гипотезы и функции​

Гипотеза - это предположение о проблеме клиента.
В одной версии продукта стоит тестировать только одну гипотезу за раз. При этом гипотеза должна быть смелая. Хотят ли люди есть грибы? Определенно да! Готовы ли пить шампанское? О да! Но может ли кому-то внезапно понадобится и нож, и штопор одновременно? Это уже гипотеза, которую стоит протестировать!
Теперь перейдём к тому, что можно включить в первую версию продукта. Ответ прост: нужно включать те функции, которые:
1) работают на проверку ключевой гипотезы. Не добавлять в швейцарский нож сам нож - кощунство;
2) дают наибольшую ценность для пользователя. Да, в швейцарский нож можно напихать ещё и трекер шагов, и bluetooth колонку, но основную ценность в нашем примере имеет нож и штопор.
Все функции, которые не удовлетворяют этим требованиям, можно смело оставлять на будущее.

Валидация без продукта​

Можно ли подтвердить гипотезу относительно продукта, совсем не создавая никакого решения?
В IT-сфере - можно, если быть чуть хитрее и умнее, чем наши фаундеры из примера.
К примеру, они могли создать лендинг “Чудо Швейцарские Ножи”, повести на него трафик из социальных сетей, и посмотреть, оформляют ли люди предзаказ на этот товар. Если да - то его можно производить.
Примеров таких “предзапусков” в истории множество, но вот мой любимый:
Около 2-х лет создатели таск-менеджера Sunsama запустили на главной странице анкету, в которой опрашивали рабочие привычки будущих пользователей (сколько человек в команде, каким таск-менеджером пользуются сейчас, где хранят задачи и т.д.). Когда вышла первая версия продукта, доступ получили только те, кто подошёл в качестве целевой аудитории этого продукта. Таким образом создатели Sunsama убили трёх зайцев одним махом: исследовали аудиторию, получили первых последователей и подогрели интересы прочих, кто доступ не получил.
К слову, я даже пытался подобрать правильные ответы к анкете, чтобы получить доступ. И у меня это получилось! Но то, что оказалось внутри, мне уже было не интересно (не зря же я подбирал ответы).

Продавать или нет?​

Автор книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» Эрик Рис говорит, что MVP с первого дня должен продавать. И я с ним абсолютно согласен.
Мы создаем продукты не только для того, чтобы решать проблемы и делать мир лучше, но и чтобы зарабатывать деньги. Если у вас есть инвестиции и собственные запасы, чтобы оплатить работу дизайнеров и разработчиков на долгие годы вперёд (чтобы впоследствии монетизировать платформу), это прекрасно. Если нет – продукт должен начать приносить вам деньги уже сегодня (за счёт подписки на сервис, рекламы или взимания платы за интеграцию).

Ошибки при разработке MVP​

MVP - это непаханное поле для больших ошибок и слитых бюджетов!
Вот какие ошибки вы можете совершить “по ходу пьесы”:
  • Включать слишком много необязательных функций. Представьте, что вы Роден (со швейцарским ножом в руке), и без сожаления выбрасывайте то, что не даёт ценности вашему продукту и не поддерживает его жизнеспособность;
  • Не слушать обратную связь от пользователей. Если вы не проводите тестирования и не слушаете обратную связь от пользователей, то вообще непонятно, зачем вы затеяли MVP. Возможно, вам стоит сразу пилить полноценный продукт и оказаться без миллиона в кармане?
  • Слишком стараться. Есть выражение, что если вы показываете первую версию продукта, и вам не стыдно - то вы уже перестарались. Поверьте, у вас будет бесконечно много шансов улучшить ваш продукт, и делать сразу идеально вовсе не обязательно!
  • Недостаточно стараться. Можно придумать отличную идею совместить нож со штопором, но если сделать это в стиле “и таааак сойдёт!”, то вы рискуете, что ваш пользователь окажется без руки, пользуясь вашим чудом техники. Перефразирую: в 21 веке уже недостаточно сделать косое и кривое приложение. Аппетиты и желания клиентов растут, поэтому постарайтесь, чтобы ваша первая версия выглядела хотя бы симпатично.
  • Влюбиться в продукт. Возможно, посреди разработки вам придется сменить концепцию. Возможно, вам придётся пожертвовать функциями, которые вам были так близки! А возможно, и весь продукт придётся прикрыть. Не влюбляйтесь в ваш продукт, иначе любые изменения будут даваться с трудом. Держите голову холодной, будьте гибкими, слушайте ваших пользователей. Помните, что подкидывать вам проблемы и задачи - это их основная работа.

Источник статьи: https://habr.com/ru/post/561010/
 
Сверху