«Сначала было больно». Как я перевел инжиниринг-отдел на 4-дневку, сохранив объем задач и зарплату сотрудников

Kate

Administrator
Команда форума
Многие разработчики были бы не против перейти на 4-дневный рабочий график. А некоторые даже добавляют это к условиям в своем резюме. Мы пообщались с Software Engineering Manager Алексеем Токарем, который ввел в своем инженерном отделе такую практику. А также с несколькими разработчиками этого отдела, которые уже давно работают на 4-дневке. Расспросили, как прошел переход на новый график, какие проблемы возникли, как это повлияло на результаты работы, производительность команд и зарплаты сотрудников, а также о плюсах и минусах подобной схемы для сотрудников.

Software Engineering Manager — о внедрении 4-дневного рабочего графика​

Алексей Токарь работает в IT уже 17 лет. До 2021 года был Software Engineering Manager в американской компании FORM.com с инженерным отделом в Киеве. Перевести одну из команд своего отдела на 4-дневную рабочую неделю он решил в 2019 году в качестве эксперимента. Сейчас весь инженерный отдел работает по такому графику.


Цель 4-дневки — повысить предсказуемость работы команд​

Последние 5 лет я работал в FORM.com — продуктовой компании из США, которая предоставляет бизнес-решения для инспекций и аудита. Главный офис и отдел продаж находится в США, а инженерный отдел на 80 человек — в Киеве. Здесь все наши разработчики, тестировщики, сисадмины.

Начинал я как руководитель разработки, а через полтора года возглавил весь инженерный департамент. Я отвечал за стабильность системы, развитие персонала и взаимодействие как в своем отделе, так и в компании. Наши продуктовые менеджеры часто задавали вопросы о производительности труда: почему так мало сделано или почему так медленно. Они всегда хотели больше, выше, веселее. Измерять производительность разработчиков в компании начинали с субъективной оценки. Потом решили ввести формальные показатели, то есть измеряли статистический объем работ, которые команда может выполнить за период времени. По сути, оценка стала сводиться к соотношению запланированного объема работы к фактически выполненному.

Одна из задач, которая передо мной стояла и решалась разными способами на протяжении 5 лет, — повышение предсказуемости поставки продуктов в продакшн и объемов производимой продукции. Добивались этого в основном техническими инструментами, связанными с измерениями Software Development Life Cycle. Например, автоматизировали этапы, изменили технологические карты взаимодействия отделов, а также структуры отделов, приоритетность задач, инструменты для их решения. Одним из способов достижения этой цели стал и 4-дневный рабочий график.

Посчитать, сколько часов инженер разрабатывает, сложно. Нельзя сказать, что с 9 утра до 6 вечера он непрерывно приносит пользу компании. С другой стороны, когда приходишь домой, не всегда удается переключиться в режим «все, больше не работаю и решения не принимаю». Иногда идеи появляются вечером в душе или утром во время чистки зубов. Соответственно, это тоже рабочее время.

Исходя из этих размышлений, я предложил в качестве эксперимента ввести 4-дневный рабочий график. Выбрал для этого одну команду, которая показывала более-менее стабильный и предсказуемый результат, и решил попробовать улучшить его еще больше. Задумано все было так: у команды есть две недели разработки, если за это время она выполняет все задачи, то на протяжении следующих двух недель получает два дополнительных выходных.

Если вместе с дополнительными выходными команда снова выполняет запланированный объем, то получает еще два выходных на следующие две недели. А если не успевает справиться с поставленными задачами, то на следующие две недели возвращается на 5-дневку. Зарплата сотрудников не меняется.

Использовали Burndown charts, чтобы избежать рисков​

Единственный риск для компании был в том, что сотрудники могли специально занижать объем работы. Каждая команда самостоятельно оценивает объем задач, которые может выполнить. Чтобы избежать таких нюансов, я использовал инструменты ненавязчивого контроля и плотно работал с руководителями команд.

Мы ввели правило, что выполнение одной задачи не должно превышать двух рабочих дней у инженера, то есть все таски в спринте должны быть небольшими. Чем меньше задачи, тем более конкретные требования к ним можно выставить и тем более предсказуемо их выполнение. Для оценивания использовали Burndown charts. Когда команда из 8–12 человек выполняет двухдневные задачи, график плавно опускается к концу спринта. Если сроки выполнения завышены, кривая опускается резко, а до конца спринта остается ровная линия. Если же команда переоценила свои силы, это тоже будет видно на диаграмме. Мы решили: если на Burndown charts кривая отходит от нормы, это повод встретиться с руководителем команды и проговорить конкретные задачи.

Сначала было больно​

Эксперимент должен был длиться три месяца. Если он удачный, команда не выгорает, а я вижу, что это помогает повысить предсказуемость производительности, продвигаю эту идею руководству. Если «наверху» претензий нет, внедряем 4-дневку в других командах инженерного департамента.

Мы начали эксперимент в июле 2019 года. Сначала было больно: за первые два месяца команда получила только две недели с дополнительными выходными. Все остальное время что-то не получалось, сотрудники не успевали полностью справляться с поставленными задачами. Больше всего страдали самые ответственные, потому что они не могли допустить срыва объёмов. Как результат — работа по вечерам и иногда выходным. Даже когда специалисты отдыхали в пятницу, они продолжали работать, чтобы успеть. Но на третий месяц люди адаптировались и практически целый месяц работали на 4-дневке. В конце квартала мы провели ретроспективу — и ребята сказали, что им нравится такой график.

Кроме того, что мы продолжали выполнять тот же объем работы, который всегда был на 5-дневке, оказалось, что предсказуемость результата выросла на 10%. Если раньше команда могла гарантировать результат на 80–90 %, то при 4-дневке эти показатели выросли до 92–95%.

Самое важное в переходе на новый формат — договориться на берегу о правилах игры. Например, когда все задачи сделаны, но не протестированы, считается ли, что они выполнены? А если протестированы, но недоступны конечными пользователям? Все эти нюансы мы прописали. По окончанию эксперимента у нас появился документ с четкими критериями, которые могли использовать другие команды.

С ноября 2019-го мы перевели на 4-дневный рабочий день остальные четыре инженерные команды, которые занимаются развитием продукта.

Все команды столкнулись с овертаймами​

Вначале около половины работников настороженно относились к новому графику, потому что не до конца понимали, как это работает. Кто-то зарабатывал два выходных, а кто-то нет. Все команды столкнулись с однотипными проблемами — прежде всего с овертаймами. Часто некоторым людям приходилось работать в один из дополнительных выходных, потому что они не успевали закрыть все задачи. Кто-то доделывал их в субботу и воскресенье. Это негативно сказывалось на этих сотрудниках, они возмущались, что работают на выходных, пока остальные отдыхают.

Тяжелее всего это давалось самым ответственным людям в компании, потому что они не могли просто все бросить и ничего не делать в дополнительные выходные. Тимлиды сильно переживали и выходили на работу по пятницам, чтобы успеть закрыть задачи в 8-дневном спринте и гарантировать таким образом и следующие два выходных. Со временем все адаптировались. Переход на 4-дневку помог наладить работу внутри команд: ребята поняли, в каких процессах проблемы, и смогли их исправить. Обычно команды со слабыми процессами не умеют правильно встраиваться в цепочку поставки задачи, если в ней работают специалисты разных областей, например разработчики и QA. Иногда они теряют баланс и набирают задач для разработчиков, а тестировщикам нечем заниматься, зато в следующем спринте все происходит наоборот, и зашиваются уже QA.

Подход к 4-дневному графику в компании тоже изменился. Изначально концепция была такая: если сотрудники выполняют заявленный объем работы, они выбирают два любых выходных дня. Ребята экспериментировали, выбирая, например, пятницу и понедельник следующей недели выходными, чтобы иметь 4 выходных подряд. Пробовали делать выходной в среду, чтобы отдыхать посреди недели. Но в результате все команды пришли к тому, что идеальный вариант — брать выходной в пятницу и стабильно отдыхать три дня в неделю.

Внутри компании этому появилось название «пятничка» и соответствующие фразы: «А ты заработал пятничку?» или «Что ты сделал ради пятнички?». Все подхватили это, и «пятнички» стали частью культуры компании.

Внедрить новую схему работы в инженерные команды, которые занимаются поддержкой и инфраструктурой, было сложнее. Они взаимодействуют с пользователями напрямую и не могут не предоставлять услуги по пятницам. Поэтому для них мы придумали другую модель: в дополнительный выходной на дежурстве оставался один человек, все остальные работали 4 дня. Каждый раз дежурные в команде менялись.

Топ-менеджмент поддержал идею​

Я пришел к топ-менеджменту с идеей о 4-дневке с четким объяснением, как это поможет компании. Поскольку предсказуемость работы команд важна для полугодичного, годичного и долгосрочного планирования компании, я показал, как благодаря новому графику мы можем выполнять тот же объем с более предсказуемым результатом. Руководство поддержало идею.

Когда мы внедрили систему в остальных инженерных командах, менеджмент начал задавать вопросы, как еще можно оптимизировать процесс. Ребята работают 4 дня в неделю и делают 100% результата, а если будут работать 5 дней в неделю, может, будут все 120%? Финансовый менеджмент при этом спрашивал, почему мы продолжаем платить сотрудникам так, как раньше, если они работают на 20% меньше. Приходилось вести переговоры и объяснять, что загнанный инженер — это плохой инженер, что выгоревшие работники не дадут результатов. Примерно через год топ-менеджмент перестал приходить с такими вопросами, а последний год мы «летели» на 4-дневке в автономном режиме.

4-дневка сплотила команды и помогла наладить процессы​

Самым сложным в переходе на новый график было настроить взаимодействие внутри команд. Когда ребята стали нацелены на командный, а не индивидуальный результат, начали менять процессы для командной, а не индивидуальной работы. В итоге мы получили крутые результаты. Стало намного легче и быстрее масштабироваться, нанимать новые группы разработки и получать от них результаты. Если раньше онбординг команд занимал 6 месяцев, то после перехода на 4-дневку он сократился до полутора месяцев. Описанные выгоды получены не из-за четырехдневки, а благодаря изменениям, которые она нам принесла. Новый график стал мотивацией, за которой подтянулись все остальные нужные изменения. Это можно сделать и другими методами, но у нас этот сработал намного лучше остальных.

Еще один косвенный эффект — снизилось количество багов в продакшене, а предсказуемость релизных циклов увеличилась. Мы долго работали над этими проблемами, а эксперимент с графиком помог их решить и привел к прекрасному результату.

Из глобальных изменений в компании — пятница стала днем без встреч. Даже если периодически какие-то команды не вкладываются в сроки и работают 5 дней в неделю, у них все равно нет встреч по пятницам.

Что думают разработчики, которые работают по 4-дневному графику​

Александр Килинский, Head Of Development​


Про отношение к переходу на 4-дневку​

Моя команда, в которой я был тимлидом, первой попробовала на себе эксперимент с 4-дневкой. Алексей пришел с этой идеей ко мне, и я, долго не раздумывая, согласился. Команда восприняла ее в основном позитивно, но, как часто бывает среди разработчиков, были и скептики, которые искали подвох.

Важно добавить небольшую предысторию о том, как мы закрывали спринты. Команда в целом справлялась с большинством запланированных задач, но частыми были случаи, когда разработчики сделали задачу, тестировщики не успели протестировать, и ее приходилось переносить на следующий спринт. Поэтому сначала члены команды не были уверены, что мы сумеем справиться со всем объёмом за 4 дня вместо 5. Но все-таки решили попробовать.

Первый экспериментальный спринт команда закрыла на 70%, а для того, чтобы получить дополнительные выходные, надо было выполнить более 90% задач. Я думал, что это может демотивировать ребят, но все, наоборот, собрались, сделали выводы и следующий спринт закрыли успешно и получили 4-дневку. Это нереально воодушевило команду, и в следующий спринт мы опять выполнили все вовремя.

Четвертый спринт завалили и после этого на ретроспективе начали обсуждать, что делаем не так и как нам получить наши «пятнички». Эти обсуждения привели нас к пересмотру процессов работы, таким образом 4-дневка потянула за собой ряд улучшений: мы начали вырабатывать командные практики, которые бы позволили улучшить результаты. Например, решили разбивать большие задачи на маленькие. Если есть задача, которая занимает больше 10% всего спринта, это сигнал о том, что она может застопорить команду. Ее нужно подробить.

Также договорились, что в спринт нельзя брать таски, которые друг от друга зависят: если кто-то один застопорится на первой задаче, второй тоже не успеет выполнить свою. И все это может привести к провалу спринта.

Про овертаймы​

Конечно, приходилось овертаймить. Но это были не классические переработки, когда приходит тимлид и говорит команде: «Так, надо поднапрячься и поработать в субботу». Все было на добровольных началах: разработчик или тестировщик мог позаниматься дома вечером или на выходных.

Я тоже часто овертаймил. Стоит сказать, что я работаю в компании уже 14 лет и воспринимаю продукт как свой. К тому же живу за городом, поэтому в доковидные времена, чтобы не стоять в пробках, приезжал в офис на 7 утра, а если не успевал уехать домой до 5 вечера, оставался здесь допоздна. Иногда проводил в офисе по 12 часов. Поэтому не могу сказать, что причина переработок была только в 4-дневки, но действительно бывали ситуации, когда понимал, что нужно поднажать, чтобы команда получила свои «пятнички». Но это не доставляло мне дискомфорт.

Даже когда команда получала дополнительные выходные, я все равно работал практически каждую пятницу. В основном из дому, в свободном графике во время, свободное от семейных и личных дел. Это не были полноценные рабочие дни: я просыпался не так рано, как обычно, мог пойти в зал или посмотреть сериал, заняться личными делами и немного поработать. При этом от меня этого никто не ожидал, это было необязательно.

Поскольку обязанности тимлида занимали у меня практически все рабочее время, свободных часов на разработку не оставалось. А работа по «нерабочим» пятницам дала возможность программировать в свое удовольствие.

Про плюсы и минусы нового графика​

Главный плюс для меня в том, что в пятницу я могу заниматься, чем хочу. Несмотря на то, что по пятницам я часто работаю, я делаю это в свое удовольствие. А когда работать совсем не хочется — могу этого не делать. Всегда мечтал, чтобы в сутках было не 24 часа, а 30 или даже 40. Этот дополнительный выходной дает такое ощущение, потому что можно все успеть.

Минусов лично для себя не вижу.

Ни для кого не секрет, что программисты не работают по 8 часов в день. Если хотя бы 50–60% рабочего времени уходит на работу, то это хорошо. Я не считаю, что это плохо, это просто факт. А переход на 4-дневку означает, что работать надо более сфокусировано и не так много прокрастинировать. Думаю, что для людей, обладающих высокой самоорганизацией, это не было проблемой. Но кто-то все-таки мог ощутить, что нагрузка стала более интенсивной. Знаю, что некоторые ребята из команды начали интересоваться инструментами для повышения продуктивности, завели личные Trello или Todoist и пытались меньше прокрастинировать. По моим наблюдениям, у них это неплохо получается. Я не испытывал с этим трудностей, так как уже давно пользуюсь личным Trello, где каждый день завожу таски для себя.

Сергей Балганбаев, Software Development Engineer​


Про отношение к переходу на 4-дневку​

Поначалу было тяжело распределить свое рабочее время так, чтобы задачи выполнялись равномерно на протяжении спринта. То есть получалось так, что они делались по времени плюс-минус как раньше (как при 5 рабочих днях), поэтому под конец спринта приходилось по умолчанию работать быстрее и больше.

Про овертаймы​

Нашей команде не приходилось часто овертаймить, но мне кажется, что это зависит от организованности коллектива. Со временем мы научились делать задачи более равномерно на протяжении спринта. Поэтому проблемы, связанные с закрытием тасков в панике под конец спринта, стали случаться все реже.

И в целом мы в команде выработали правило, что если не успеваем выполнять задачи, то никто не обязан овертаймить, чтобы успеть. Для нас это значило, что нужно посмотреть на ретроспективе, где были проблемы, которые привели к незакрытию спринта. Так что в целом переработки, если и были, то по личному желанию каждого сотрудника.

Адаптация к новому режиму заняла примерно 2–3 месяца, то есть 4–5 спринтов (они у нас двухнедельные). Как по мне, чтобы полностью приспособиться, важно поработать в новом графике и новом темпе хотя бы несколько спринтов. Если они короче или длиннее, то и адаптация может занять другое количество времени.

Про плюсы и минусы нового графика​

По поводу плюсов могу сказать, что три дня выходных имеют совершенно другой эффект, чем два дня. Нет ощущения, что выходные только начались и сразу закончатся. За счет этого чувствуешь себя более отдохнувшим в понедельник.

Также команда становится более нацеленной на результат, поскольку если спринт не закрыт вовремя, то и 4-дневки в следующем спринте не будет. Все в команде это понимают, соответственно работа идет более бодро.

Одним из главных минусов является то, что иногда в погоне за 4-дневкой может теряться качество выполнения задач. Это важно замечать и исправлять такой подход, потому что это может демотивировать членов команды.

Не могу сказать, что при 4-дневке чувствую бОльшую нагрузку, чем при 5-дневке. Как мне кажется, это сильно зависит от человека. Для себя я просто выработал подход, при котором имею чуть больше рабочей нагрузки каждый день, но это не дает ощущения большой загруженности в целом. Этому есть две причины.

Во-первых, выполнение того же количества задач за меньшее время требует бОльшей концентрации. То есть просто меньше времени тратится впустую (хотя и без этого никуда). А во-вторых, рабочие дни и дни отдыха распределены более равномерно — 4/3 дня вместо 5/2. В целом благодаря этому ощущаю себя более отдохнувшим и заряженным.

Николай Хазанович, Java Back-end Developer​


Про отношение к переходу на 4-дневку​

Моя команда была не первой, кто перешел на 4-дневный график. Когда я услышал, что коллеги будут работать по принципу «планируем на пять дней, а работаем четыре», у меня возникло недоумение. Я даже выступал своего рода оппонентом этому нововведению.

К тому моменту, когда схема показала себя хорошо и ее распространили на другие команды, уже стало интересно попробовать «пятнички».

При традиционном планировании спринта получить первые дополнительные выходные оказалось нетрудно. Мы успешно закрыли его и получили возможность отдыхать по пятницам. Но повторить результат уже оказалось сложнее — и следующие три-четыре спринта мы «провалили» и работали 5 дней.

Постепенно команда поняла: чтобы выполнить пятидневный объем работ за четыре дня, нужно переводить планирование процессов на новый уровень, чтобы даже незапланированная работа получила свою оценку.

Про овертаймы​

При 4-дневке периодически приходилось овертаймить, иногда приходится и сейчас. Но овертаймы случаются и при 5-дневной рабочей неделе. Обычно к этому приводят ошибки в оценке сложности тикетов. Поэтому мы стали уделять больше времени исследованию пути решения задач, чтобы максимально повысить точность планирования.

Иногда овертайм означает пару часов работы на выходных, иногда — перегруженный будний день. Но дополнительный выходной, как правило, позволяет восстановиться, в итоге получаешь больше, чем теряешь.

Два-три месяца — и ты «на крючке» у дополнительного выходного.

Про плюсы и минусы нового графика​

Для меня такой режим в первую очередь означает, что неделю желательно распланировать заранее. Речь идет как о рабочем, так и о личном времени, которое нужно согласовать с другими членами семьи.

Значительный плюс — дополнительный выходной в будний день. Это позволяет или разгрузить выходные от рутинной домашней работы, или запланировать что-то «нестандартное» на пятницу.

Из минусов — более плотные (иногда и более длинные) рабочие дни, жизнь по запланированному расписанию. Также чувствуется более сильная нагрузка. Если не следить за рабочими часами, еcть риск выгореть. Хочется верить, что это промежуточная «фаза эволюции» к чистым четырем рабочим дням, ведь по опыту зарубежных коллег уже статистически доказано, что три выходных позволяют как лучше отдыхать, так и лучше работать. То есть, даже не втискивая пять рабочих дней в четыре, можно достичь успеха.

 
Сверху