В этой статье рассказываем, как мы с помощью ChatGPT снизили косты на проведение исследования, которое помогло нам лучше понять нашу ЦА и писать интересный контент.
В начале июня мы решили опросить 30 предпринимателей из разных ниш. У нас была достаточно простая цель: увидеть схожие проблемы, сферы интересов, узнать, какой контент люди изучают. Мы планировали запускать свой контент-маркетинг и нам было важно понять, о чём писать и какие проблемы волнуют предпринимателей в сфере управления и работе с персоналом.
Чтобы снизить количество галлюцинаций при анализе, мы попросили chatGPT описаться только на ту информацию, которую он найдёт в тексте, и не придумывать ничего от себя. Вот как выглядел промпт:
пример промпта для ChatGPT, который помог избежать искажений в исследовании
ChatGPT по итогу выдал такую аналитику, которую не каждый человек сделал бы и вручную.
пример аналитики от chatGPT
Затем эти саммари перенесли в одну общую таблицу и по частям загружали её в Claude AI, так как тогда у него было большее контекстное окно.
Этап аналитики по примерным подсчётам занял бы 15-25 часов вручную, примерная ставка одного часа – 1500 рублей. Значит, итоговые затраты на аналитику составили бы 22500-37500 рублей, а на весь проект с исследованием – порядка 37000-52000 рублей.
Транскрибация текста через Cockatoo.com обошлась нам в 30$ и заняла 2 часа. Аналитика текста через chatGPT – в 20$ за API и 4 часа времени. За Claude AI ничего не платили, и по времени ушёл примерно час на работу с ним.
Итоговые затраты получились $50 за сервисы и 7 часов времени. С учётом услуг исполнителя, общая стоимость проекта получилась 10,000 рублей + $50, то есть примерно 15000 рублей.
В самом начале мы спрашивали фаундеров о причинах, мешающих им масштабироваться. Результаты можете видеть на картинке.
Мы увидели, что сами фаундеры начинают замечать: маркетинг и продажи далеко не самая проблемная часть их бизнеса. Не скроем, такая осознанность нас порадовала. Дальше мы решили копать вглубь и выяснить, а что именно ломается в работе с командой.
Необходимость постоянно искать новых сотрудников, которая формирует финансовые убытки — назвали 40% респондентов. Здесь стоит разделить на две части. В некоторых компаниях плохо выстроен онбординг, из-за чего сотрудники приходят, выгорают за 2 недели и уходят, не принося бизнесу пользы. В других компаниях иная проблема: есть позиции, где повышенная текучка – это норма для рынка. Но компания не выстроила у себя заводик по бесперебойному привлечению и адаптации новых сотрудников, из-за чего ищет и адаптирует долго, несёт убытки.
Проблемы с адаптацией и введением в курс дел новых сотрудников — 33% респондентов. Частично мы затронули проблему в предыдущем пункте. В компаниях не выстроена процедура онбординга, из-за чего у кандидатов уходят месяцы на адаптацию вместо пары недель.
Уникальные сотрудники и риск их ухода в другие компании — 27% респондентов. Некоторые компании страдают от того, что их самых лучших сотрудников переманивают конкуренты, а замены им нет. Кадровый резерв не сформирован.
Недостаток времени на поиск и обучение новых сотрудников — 20% респондентов. Компаниям нужно нанимать «ещё вчера», а на деле проходит месяц и больше до поиска соискателя. Обучать их тоже некогда, и недостаток времени на обучение приводит к тому, что компания резко сокращает выборку из потенциальных кандидатов.
Отсутствие четких метрик и показателей эффективности — 20% респондентов. В большинстве опрошенных нами компаний не считают даже эффективность найма, не то что сотрудников: сколько времени тратят руководители на найм и адаптацию, в каком случае можно считать найм эффективным, — всё это ускользает.
Сложности с наймом на редкие и специфические должности — 13% респондентов. В компании одного из респондентов не могли нанять необходимого сотрудника в течение 2-х лет.
На рынке нет нужных специалистов — назвали 40% респондентов
habr.com
В начале июня мы решили опросить 30 предпринимателей из разных ниш. У нас была достаточно простая цель: увидеть схожие проблемы, сферы интересов, узнать, какой контент люди изучают. Мы планировали запускать свой контент-маркетинг и нам было важно понять, о чём писать и какие проблемы волнуют предпринимателей в сфере управления и работе с персоналом.
Как нам помог ИИ
Так как нам не нужно было вчитываться в каждое слово, а важно было увидеть картину целиком, то мы решили всю ключевую работу сделать с помощью нейросетей. Транскрибацию текста сделали через сервис Cockatoo.com, а аналитику делали в 2 этапа. Сначала сделали саммари интервью с каждым человеком с помощью ChatGPT.Чтобы снизить количество галлюцинаций при анализе, мы попросили chatGPT описаться только на ту информацию, которую он найдёт в тексте, и не придумывать ничего от себя. Вот как выглядел промпт:

пример промпта для ChatGPT, который помог избежать искажений в исследовании
ChatGPT по итогу выдал такую аналитику, которую не каждый человек сделал бы и вручную.
пример аналитики от chatGPT
Затем эти саммари перенесли в одну общую таблицу и по частям загружали её в Claude AI, так как тогда у него было большее контекстное окно.
Сколько мы сэкономили
Мы подсчитали, сколько времени и денег смогли сэкономить благодаря использованию Cockatoo, ChatGPT и Claude AI. На ручную транскрибацию 30 видео по 30 минут каждое ушло бы примерно 30 часов, по 1 часу на одно видео. На Кворке услуги по транскрибации 1 минуты видео стоят 16 рублей. То есть за 1 видео мы бы заплатили 480 рублей, а за 30 видео – 14400 рублей.Этап аналитики по примерным подсчётам занял бы 15-25 часов вручную, примерная ставка одного часа – 1500 рублей. Значит, итоговые затраты на аналитику составили бы 22500-37500 рублей, а на весь проект с исследованием – порядка 37000-52000 рублей.
Транскрибация текста через Cockatoo.com обошлась нам в 30$ и заняла 2 часа. Аналитика текста через chatGPT – в 20$ за API и 4 часа времени. За Claude AI ничего не платили, и по времени ушёл примерно час на работу с ним.
Итоговые затраты получились $50 за сервисы и 7 часов времени. С учётом услуг исполнителя, общая стоимость проекта получилась 10,000 рублей + $50, то есть примерно 15000 рублей.
Что мы узнали благодаря исследованиям
В следующем разделе статьи мы разберём, что именно нам удалось узнать благодаря исследованию и какие выводы мы сделали для себя.В самом начале мы спрашивали фаундеров о причинах, мешающих им масштабироваться. Результаты можете видеть на картинке.

Мы увидели, что сами фаундеры начинают замечать: маркетинг и продажи далеко не самая проблемная часть их бизнеса. Не скроем, такая осознанность нас порадовала. Дальше мы решили копать вглубь и выяснить, а что именно ломается в работе с командой.
Какие проблемы мы выявили в работе с командой
Сложности с поиском квалифицированных специалистов — такую сложность назвали 93% респондентов. Простаивает производство на 6 месяцев, потому что некому управлять станком. Собственник не может открыть новое направление в бизнесе, потому что нет подходящей команды. У некоторых предпринимателей упущенная выгода из-за подобных сложностей исчисляется миллионами рублей в месяц.Необходимость постоянно искать новых сотрудников, которая формирует финансовые убытки — назвали 40% респондентов. Здесь стоит разделить на две части. В некоторых компаниях плохо выстроен онбординг, из-за чего сотрудники приходят, выгорают за 2 недели и уходят, не принося бизнесу пользы. В других компаниях иная проблема: есть позиции, где повышенная текучка – это норма для рынка. Но компания не выстроила у себя заводик по бесперебойному привлечению и адаптации новых сотрудников, из-за чего ищет и адаптирует долго, несёт убытки.
Проблемы с адаптацией и введением в курс дел новых сотрудников — 33% респондентов. Частично мы затронули проблему в предыдущем пункте. В компаниях не выстроена процедура онбординга, из-за чего у кандидатов уходят месяцы на адаптацию вместо пары недель.
Уникальные сотрудники и риск их ухода в другие компании — 27% респондентов. Некоторые компании страдают от того, что их самых лучших сотрудников переманивают конкуренты, а замены им нет. Кадровый резерв не сформирован.
Недостаток времени на поиск и обучение новых сотрудников — 20% респондентов. Компаниям нужно нанимать «ещё вчера», а на деле проходит месяц и больше до поиска соискателя. Обучать их тоже некогда, и недостаток времени на обучение приводит к тому, что компания резко сокращает выборку из потенциальных кандидатов.
Отсутствие четких метрик и показателей эффективности — 20% респондентов. В большинстве опрошенных нами компаний не считают даже эффективность найма, не то что сотрудников: сколько времени тратят руководители на найм и адаптацию, в каком случае можно считать найм эффективным, — всё это ускользает.
Сложности с наймом на редкие и специфические должности — 13% респондентов. В компании одного из респондентов не могли нанять необходимого сотрудника в течение 2-х лет.
Последствия проблем
Вот, что говорили сами фаундеры о последствиях проблем:- Мы наняли 5 человек через агентство, а остался только один – высокая текучка нанятых сотрудников
- 83% времени управляющие тратили на поиск, найм и обучение персонала — перегрузка руководителей из-за занятости операционными задачами по найму
- Из-за неверного подбора персонала у нас была бешеная текучка кадров – убытки и потери из-за ошибок в найме
- Мы не можем открыть новое направление, потому что не с кем это делать – ограничения в развитии и росте бизнеса из-за нехватки персонала
- Пришлось самому искать кандидатов на Avito, покупать контакты и звонить – вынужденная вовлеченность в операционные задачи по найму вместо стратегических задач
- На собеседовании кандидат казался отличным, а на деле не справляется с работой – снижение качества работы из-за неправильного найма сотрудников
- Мне пришлось лично встречаться и собеседовать 30 человек, чтобы закрыть одну вакансию – большие временные затраты на поиск необходимых специалистов

Причины проблем по мнению фаундеров
Мы также решили выяснить, как сами собственники видят причину проблем. Снова приводим их цитаты:На рынке нет нужных специалистов — назвали 40% респондентов
Хорошие сотрудники стоят дорого — назвали 33% респондентовНа рынке вообще нет подходящих кандидатов. У нас такая отрасль, где постоянно дефицит хороших кадров.
За талантливого сотрудника высокая конкуренция и переманить можно только деньгами — 27% респондентовКвалифицированные люди — это дорого. Их не так много, при этом они дорогие.
Приходится нанимать, закрывая глаза на качество — 20% респондентовБывало, что перехватывали ребят на больше денег. Но это обычная практика в нашей отрасли.
Найм – это лотерея, сложно реально оценить кандидата на входе — 13% респондентовПривлекаем неквалифицированные кадры, так как сроки уже горят, а нанимать нужно было ещё вчера
Ты пытаешься понять логику и предсказать, как будет выглядеть человек, но очень часто это не так. На собеседовании кандидат себя хорошо показал, а потом приходит и не так адекватно работает.

Как фаундеры решают эти проблемы:
Нанимают рекрутинговые агентстваРастят кадры внутри компании«Мы пробовали с исполнителем в начале этого года, не получилось» — так один фаундер рассказал про попытку привлечь исполнителя для маркетинга через рекрутинговые агентства.
«Работа с агентством по подбору персонала не увенчалась успехом из-за большой текучки. Сменили 5 кандидатов за два месяца»
Сами ищут кандидатовНанимаю джунов и ращу их, потому что мне получается так эффективнее и дешевле.
«Я полез тупо в резюме уже, как хантер на авито. Я прямо смотрю в резюме, покупаю контакт, звоню, приглашаю» — одному собственнику пришлось лично искать кандидатов через резюме на Avito
«Обращался к знакомым HR для найма сотрудников» – другой собственник осуществлял поиск персонала через личные связи в HR.

Почему проблемы до сих пор не решились
На самом деле, конечно, если бы связи между причиной и следствиями были верными, то и проблема была бы решена.Ключевые инсайты исследования:
В конце решили поделиться нашими наблюдениями:- Собственники замечают, что проблема существует, но недооценивают её вес. Все респонденты назвали хотя бы 1 проблему, которая у них есть с наймом и адаптацией. Некоторые назвали по 2-3 или больше проблем.
- Не видят реальную причину проблем с командой. В 95% случаев собственники неверно интерпретируют причину. Например, считают, что на рынке нет сильных кандидатов. А на самом деле не умеют их привлекать и отбирать.
- Почти все проблемы в развитии бизнеса можно решить через команду. Если сбоит маркетинг, то обнаруживается, что в компании либо вообще нет маркетолога, либо показатели его работы (когда они есть) никак не связаны с целями компании. Или компания не может закрыть вакансию разработчика 2 года, а потом нанимают нового HR-а и закрывают проблемную вакансию за неделю.

Как мы с помощью ИИ залезли в головы 30 предпринимателям и узнали об их подходах к работе с командой
Всем привет. В этой статье рассказываем, как мы с помощью ChatGPT снизили косты на проведение исследования, которое помогло нам лучше понять нашу ЦА и писать интересный контент. В начале июня мы...
