Майнинг, цифровизация и удаленный доступ: как наша сетевая организация пришла в простую русскую деревню

Kate

Administrator
Команда форума
Пару лет назад я работал в небольшой электросетевой организаций, название которой хотел бы умолчать по понятным, как мне кажется, причинам. И на нашу беду мы взяли у районной администрации в аренду сети на территории одной из деревень. Ничего особенного на первый взгляд: просто четыре старых силовых трансформатора и куча линий 0,4кВ. Деревня была немаленькая, с парой магазинчиков, множеством частных жилых домов, а сами сети находились в относительно неплохом состоянии. Наше мудрое руководство предвкушало легкие деньги.

Легких денег не получилось, вот совсем. Но зато получилось привнести немного будущего в эту простую русскую деревеньку.

❯ «Эс как доллар, Эн как наша перевернутая И»​


Первой проблемой стал вал заявок на технологическое присоединение, что для нашей небольшой организации было как кость в горле. Но хуже всего то, что в тот же год министерство энергетики в нашей области стало настойчиво нас всех подталкивать к цифровизации этого процесса. А деревенский народ цифровизироваться чет не хотел.

В те годы оно как было: у каждой сетевой организации должен был быть свой сайт, а на том сайте должна была быть возможность подать заявку на технологическое присоединение удаленно. В принципе, штука удобная в задумке, но абсолютно кривая по исполнению.

Первая сложность заключалась в том, что сайты эти у подавляющего количества сетевых организаций делались чисто для галочки.

image


Я лично использовал для подачи заявок, если не соврать, 26 разных сайтов у, соответственно, 26 разных организаций, и это всегда было кривое, не интуитивное нечто, нужное исключительно для фотоотчета. То есть я, специалист в должности ведущего инженера и с годами опыта, иногда там путался, терялся и не понимал, чего этой форме для заполнения от меня надо. Простой обыватель же, которому эти заявки нужны в первый и в последний раз в жизни, зачастую вообще не понимал ничего, и все равно вынужден был ехать за разъяснениями в офис сетевой организации.

Другой интересный момент заключался в том, что сетевых организаций много, они разные, и трактовали правила они тоже по-разному. Простой пример: в правилах сказано, что нужно в приложении к заявке предоставить перечень устройств противоаварийной автоматики. Одна сетевая организация вообще не спрашивала этот перечень, другая требовала перечислить все автоматические выключатели в доме и разрисовать их схему, а третья – написать письмо, что никакой противоаварийной автоматики в доме нет. Правилам, формально, никто из них не противоречил. И таких разночтений у разных организаций в заявке могло быть несколько.

Помимо этого у людей, которым это раньше никогда было не нужно, возникали и вполне логичные вопросы. Например, «какую категорию надежности указывать» или «а сколько мне нужно киловатт на дом и гараж». А ещё у некоторых просто не было компьютера или интернета, да и в принципе большинство деревенских жителей предпочитали решать вопрос по старинке, и приезжали к нам в офис с гостинцами в виде конфет и бутылки коньяка.

image


От гостинцев мы отказывались, а заявки я всегда принимал без лишних вопросов: бесполезных писем не просил, бумажек и схем не требовал, главное, чтобы было понятно, что и где подключать. Ну и еще советовал всем брать максимально разрешенную мощность за льготные 500 рублей, пока дают – 15 кВт. Самая сложная часть всегда была убедить пожилых людей, что 500 рублей, официально заплаченных, вполне достаточно – часто пытались оставить тысячу или две под какой-нибудь папкой или вложить между страниц заявки.

Все было хорошо, пока не вышло распоряжения от нашего любимого министерства: минимум 70% заявок должны быть поданы цифровым способом или сделают нам а-та-та. Ну, мы люди простые, министерство сказало – мы исполняем. Сами заводили заявителям личные кабинеты, сами там все заполняли. Любопытно, кстати, что сейчас пытаются сделать единый сайт для этого дела, который, конечно, кривой, косой и со своими неудобствами (но все же лучше 95% тех сайтов, что были у отдельных сетевых, тут отдам должное). И вот мне инженеры с сетей рассказывают, что к ним до сих пор заявители почти все как один приезжают лично, а они точно так же берут все личные данные заявителей и сами вместо них там всё заполняют – так оно всем и быстрее, и проще. Получается в итоге прогресс, массовая цифровизация, 100% заявок подано через сайт.

image


❯ Электричество не приколочено​


Вторая проблема в этой неприметной деревне вскрылась через месяц нашей эксплуатации: повальное воровство. Не скажу, что воровали все, так как это не правда, но могу сказать точно – воровали 70% жителей минимум, ибо ровно такие у нас и были потери на передачу. Часть потерь была реальной, конечно, но едва ли больше 10%.

Люди при этом были не дураки и так как полное отсутствие потребления в жилом доме будет выглядеть подозрительно, понемногу все же потребляли официально. С учетом этого факта могу заключить, что не воровал в той деревне у нас электричество, в лучшем случае, разве что каждый десятый: это вот тут не мое какое-то личное отношение к людям в деревне, это факты и цифры.

image


Тут, кстати, есть интересный нюанс: в том же году мы взяли в аренду сети ещё одного населенного пункта, пафосного такого загородного поселка для элиты с области. Каждый дом в два или три этажа, уникальная планировка, дорогая отделка, у каждого личный гараж, во дворе дорогие машины, ну и тому подобное. И угадайте чего? Процент потерь на передачу электроэнергии в этом поселке по итогам первого месяца составил аж 80%.

То есть я конечно понимаю, что двухэтажный дом со всякими кондёрами и наворотами потребляет побольше условной избы с печкой, но если у человека есть деньги на двухэтажный дворец, не странно ли, что у него лишней тысячи в месяц на электроэнергию не находится? Общался я с коллегами, что обслуживают многоквартирные жилые дома и один раз даже имел удовольствие поговорить с энергетиком из Германии – вот то же самое всё, ничего по сути не меняется. Во всем мире если есть возможность украсть и не платить, большинство украдет и не заплатит. Поэтому, что логично, на третий месяц мы озаботились вопросом как бы сделать так, чтобы возможности украсть у нас не было.

Не мы первые, не мы последние, так что решение уже было – поставить везде счетчики с удаленным доступом и системой АСКУЭ. Решение, прямо скажем, не дешевое, так как сами по себе эти счетчики стоят ощутимо дороже обычных, нужно их много, и по правилам возложить обязанность за их покупку на потребителя нельзя. Некоторые сетевые организации таки пытаются возложить, пользуясь неосведомленностью населения, и не без успеха, но конкретно мы были “сетевкой” маленькой и решили не рисковать. Ну и ещё, конечно, монтаж этого добра тоже был не бесплатный, как и сами программы для удаленного доступа, сервера, техническая поддержка и прочее подобное.

image


В вопросах установки этих счетчиков нами были допущены две ошибки. Первая: изначально мы устанавливали их на высоте полутора метров от земли, где их удобно монтировать. Довольно быстро мы заметили, что установленные на такой высоте счетчики как-то очень часто выходят из строя, а многие щитки почему то уже через неделю взломаны. Стали ставить на вершинах столбов, и проблема решилась сама собой, да и эффективность этих счетчиков сразу резко повысилась, потери стали снижаться на глазах.

Вторая ошибка заключалась уже в нашей небольшой жадности: мы изначально закупали счетчики со встроенными модемами, что было немного дешевле и ощутимо проще при монтаже. Недальновидность этого решения вскрылась примерно через полгода, когда в некоторых модемах обнаружился брак, и часть из них просто внезапно сгорали по каким-то своим причинам. Не все, примерно каждый десятый, но приятного было мало.

image

Пример счетчика с ошибкой АСКУЭ. По сути, сдохла встроенная батарейка, которую достаточно сложно заменить. С одной стороны батарейка эта для работы АСКУЭ не нужна, но по факту выгружать данные с этой ошибкой программа отказывается

В принципе, завод-изготовитель брак признавал, и готов был обменять неисправное на новое. И вот если бы модем был у счетчика съемным, то мы бы просто его вытащили и либо поставили новый, благо они относительно недорогие и на такой случай можно сделать запас, либо же просто оставили пока счетчик без удаленного доступа. Но с тем типом счетчиков, что мы заказали, такой фокус не получился – возможность доставать из него модем была не предусмотрена заводом изготовителем (может даже и нарочно), а снимать целый счетчик уже было сильно не с руки. Возврат мы в итоге не оформляли.

В итоге мы с ними помучались, потом помучались ещё чуть-чуть, затем ещё немного, ну и потом уже стали закупать счетчики со съемными модемами.

image

Выносной модем, подключается отдельно, меняется на раз-два

Счетчики эти были уже от другого производителя, кстати говоря, но процент брака/ежемесячного выпадения по неисправности это не поменяло вообще никак. Тут видимо уже просто статистическая неизбежность. Обе фирмы, кстати, были дюже солидные, не шараж-монтаж какой-то, однако называть их по именам лучше не буду. А фотографии выше? Ну скажем так… это не мое, мне подбросили.

Благодаря этим счетчикам потери на воровстве в итоге быстро снизились, хотя и не стали равны нулю. Плюсом, жители были избавлены от необходимости передавать показания – мы сами выгружали все данные, единым массивом по АСКУЭ, без их участия. А по итогу вся эта возня со счетчиками даже себя окупила, хоть и не так быстро, как мы надеялись, и в моменте, конечно, денег съела немерено.

❯ Зис майн ис майн​


Третий сюжетный поворот стал для нас прям неожиданным – в простой русской деревне обосновались майнеры. И вот тут история повторилась дважды: сначала в виде трагедии, а потом, как и положено, в виде фарса.

Сначала мы просто ходили-бродили по этой несчастной деревне в поисках потерь, фотографировали всякое подозрительное и неожиданно для себя попали на майнинговую ферму. Что любопытно, пустили нас туда вообще без проблем: на ферме в тот момент был всего один-единственный сторож, дедок из местных, который явно не понимал, чего именно он охраняет. Мы честно представились как представители сетевой, показали «корочки» (первый и последний раз в моей карьере энергетика у меня попросили показать удостоверение), и нас спокойно пропустили.

image


Ну дальше мы вызвали представителя энергосбыта, нашли хозяев – конец представления я не застал, но как мне потом передавали, было весело. Большое такое удивление было на лице владельца помещения: «а кто это сделал?», «а вы уверены, что это майнинг?», «а это разве незаконно?». Влепили им по итогу штраф, причем не маленький, ну и разошлись своими дорогами.

Однако, и вот тут начинается фарс, в прошлом году я узнал, что в моей любимой деревне снова появились майнеры. Причем директор наш об этом очень даже в курсе, и все у них там договорено. Сам я в той конторе уже не работаю, свечку не держал, поэтому на Библии не присягну, но рассказываю со слов товарища, которому можно верить.

Суть в чем: бывшая моя контора провела в рамках технологического присоединения кабель на эту замечательную новую ферму, все оформила по документам и даже помогла получить четвертую ценовую категорию для снижения оплаты. Ну и заодно еще же и смонтировала ответвление в обход счетчика. Потери от майнеров, конечно, ощутимые, но они оказались людьми не жадными, и все потери компенсировали с горкой, так что в итоге все довольны. Напряжение, правда, заметно просело на этом фидере, но это уже издержки производства.

image


Почти идеальное преступление получается, где все довольны и всем хорошо. Даже просевшее напряжение на линии наверняка бы подтянули, ка бы не случился 2022 год, из-за которого майнить крипту стало не так чтобы очень выгодно. Насколько мне известно, на данный момент той майнинговой фермы уже нет, ни следа не осталось. А вот деревня все еще стоит.

❯ Три шага вперед, два шага назад​


Прогресс, как можно заметить на примере одной этой деревни, идёт. Не очень быстро, не всегда прямым путем и не без потерь в финансовом плане, но идёт. Так способ подачи заявки на технологическое присоединение удаленно стал проще, пусть пока что ещё и не стал простым, а воровство удалось победить не проповедями о нравственности, но контролем и цифровизацией. Заодно и передача показаний для простых жителей стала заметно проще – им теперь не нужно передавать показания за электроэнергию вовсе.

В моменте оно может так не казаться, но все же наша страна внедряет новые технологии довольно стремительно. Продвинутым пользователям интернета, людям молодым и/или технически грамотным скорость может казаться черепашьей, но в сравнении даже с рядом самых передовых стран мира эта скорость поражает и впечатляет.

image


И самое главное, что мы движемся в правильном направлении. Жизнь простого гражданина становится легче, услуги централизуются на все меньшем количестве сайтов, все больше рядовых действий автоматизируется и появляется возможность сделать их в интернете, а иной раз можно даже настроить автодействие и забыть об этом вовсе. Теперь даже в самой обычной провинциальной деревне можно заплатить за беляш с помощью своих часов и пойти после этого охранять майнинговую ферму – это ли не удивительно.

Будущее наступило. Ну или мы наступили на будущее – тут, конечно, как посмотреть.


 
Сверху