Основные задачи системного администратора

Kate

Administrator
Команда форума
В Википедии в статье “системный администратор” представлено довольно полное описание функций, которые, как общепринято считать, должен выполнять системный администратор. В английской версии этой статьи проводится четкое разграничение по нятий администрирования и разработки программ, но мы знаем не понаслышке, сколь ко времени профессиональные администраторы отдают написанию сценариев (scripts). Сам по себе этот факт не превращает системных администраторов в разработчиков, но это означает, что им необходимо иметь практически такие же аналитические способно сти и знания в области архитектуры компьютерных сетей.​

В этом разделе перечислены задачи, обычно возлагаемые на системного администратора. Совсем не обязательно, чтобы эти функции выполнял один человек. Во многих организациях работа поручается команде специалистов. В любом случае необходим хотя бы один человек, который понимал бы все поставленные задачи и обеспечивал их кор ректное выполнение другими людьми.

Инициализация пользователей

В круг обязанностей системного администратора входит создание учетных записей для новых пользователей, удаление учетных записей тех пользователей, которые уже не рабо тают в системе, и решение всех проблем, возникающих во время “системной жизни” сво их подопечных (например, “подсказка” забытых паролей). Процесс управления записями можно автоматизировать, но ряд решений, связанных с включением в систему нового пользователя (место размещения его начального каталога, компьютер, на котором должна создаваться учетная запись, и так далее), должен принимать только администратор.

Если необходимо прекратить доступ пользователя к системе, его учетная запись должна быть аннулирована. Все файлы, относящиеся к этому пользователю, необходи мо удалить, чтобы они не занимали место на диске.​

Подключение и удаление аппаратных средств

В случае приобретения новых аппаратных средств или подключения уже имеющихся устройств к другому компьютеру, нужно переконфигурировать систему таким образом, чтобы она распознавала и активизировала эти устройства. Изменение конфигурации может быть как простой задачей (например, подключение принтера), так и более слож ной (например, подключение жесткого диска).

Теперь, когда в сферу корпоративной обработки данных прочно вошло понятие вир туализации, конфигурация технических средств может усложниться как никогда ранее. Инсталляция устройств может занимать несколько уровней стека виртуализации, и системному администратору приходится вырабатывать новые стратегии, которые позволят безопасно и качественно использовать общие аппаратные средства.​

Резервное копирование

Резервное копирование является, наверное, одной из наиболее важных задач систем ного администратора, которая, к сожалению, чаще всего игнорируется или выполняет ся спустя рукава. Процедура резервного копирования довольно утомительна и занимает много времени, но осуществлять ее необходимо. Этот процесс можно автоматизировать или поручить подчиненным, но все равно системный администратор обязан убедиться в том, что резервное копирование выполнено правильно и по графику (а с полученного носителя можно восстановить данные).​

Инсталляция и обновление программ

После приобретения нового программного обеспечения его нужно инсталлировать и протестировать, часто в нескольких операционных системах и на различном оборудова нии. Если программы работают нормально, пользователям необходимо сообщить об их наличии и местонахождении. Выпускаемые пакеты обновлений для исправления оши бок и устранения брешей в системе безопасности должны без проблем устанавливаться в локальных системах.

Локальные программы и административные сценарии следует соответствующим об разом упаковать и организовать в виде, обеспечивающем совместимость с процедурами обновления, используемыми в системах вашего сайта. Новые версии ваших программ ных продуктов, прежде чем использовать их во всем узле сети, необходимо представлять для тестирования.​

Мониторинг системы

Крупные системы требуют неусыпного контроля. Не стоит надеяться, что пользова тели всегда сами будут сообщать вам о затруднениях (если, конечно, они не столкнутся по-настоящему с серьезными проблемами). Обычно пользователи идут по пути наи меньшего сопротивления, полагая, что на решение проблемы у них уйдет меньше вре мени, чем на ее описание и сообщение о ее возникновении.

Существует множество обязательных ежедневных операций, а именно: проверка правильности функционирования электронной почты и веб-служб; просмотр журналь ных файлов на предмет наличия ранних признаков неисправностей; контроль над под ключением локальных сетей; контроль доступности системных ресурсов (в частности, проверка наличия свободного места на диске). Все эти рутинные операции прекрасно поддаются автоматизации, да и множество готовых систем мониторинга могут помочь системным администраторам в решении этой задачи.

Поиск неисправностей

Сбои систем неизбежны. Задача администратора — диагностировать сбои в системе и в случае необходимости вызвать специалистов. Как правило, найти неисправность бы вает намного сложнее, чем устранить ее.​

Ведение локальной документации

При настройке конфигурации системы под конкретные требования очень скоро об наруживается, что она значительно отличается от базовой конфигурации, которая опи сана в документации. А поскольку за реализацию этих настроек отвечает системный ад министратор, он должен документировать все изменения. Администратор должен также вести учет обслуживания всех аппаратных средств, регистрировать состояние резервных копий, документировать разводку сетевых кабелей и локальные правила работы в системе.​

Слежение за безопасностью системы

Системный администратор отвечает за реализацию стратегии защиты и должен пе риодически проверять, не нарушена ли безопасность системы. В системах с низким уровнем безопасности эта процедура может быть сведена к нескольким элементарным проверкам на предмет несанкционированного доступа. В системах с высоким уровнем безопасности обычно применяется сложная сеть ловушек и программ контроля.​

Оказание помощи пользователям

О необходимости оказания помощи пользователям в решении различных проблем редко упоминается в должностной инструкции системного администратора, хотя вы полнение подобного рода обязанностей “съедает” большую часть его рабочего времени. Системных администраторов терроризируют самыми разными вопросами, начиная от “Вчера моя программа работала, а сегодня нет! Что вы поменяли?” до “Я пролила кофе на клавиатуру! Нужно ли теперь полить ее водой, чтобы смыть кофе?”.

В большинстве случаев ваша реакция на все эти “сигналы тревоги” гораздо больше влияет на вашу оценку как администратора, чем реальные технические навыки, которы ми, возможно, вы обладаете. Вы можете либо роптать на несправедливость такого поло жения вещей, либо радоваться тому, что успешным решением одной-единственной про блемы вы можете заслужить такую же благосклонность сотрудников (или начальства), как и пятичасовой отладкой в ночное время. Выбирайте!

Источник: Unix и Linux: руководство системного администратора | Немет Эви, Снайдер Гарт 5-е издание​
 
Сверху