Чтение на выходные: «О шрифте» Эрика Шпикерманна

Kate

Administrator
Команда форума
Эрик Шпикерманн — немецкий графический дизайнер, гуру типографики, автор известных «офисных» шрифтов FF Meta и Officina TLC. Еще в 80-е годы прошлого столетия разработал шрифты для Volkswagen, Audi и других крупных компаний.

Его продукт — шрифт. И похоже, он знает о нем все.

Этот текст написан шрифтом Times New Roman, такая вот классика жанра. Но могло быть и по-другому.

Зачем человечеству понадобились шрифты​

Разного рода шрифты сопровождали письменные коммуникации еще с древних времен. Эрик Шпикерманн классно объяснил это в своей книге: «С появлением письменности люди, прежде чем переносить мысли на бумагу, задумываются о читателях. Буквы должны выглядеть по-разному и меняться в зависимости от того, кому предстоит читать написанное: многим людям (в официальных документах и подписях), одному человеку (в письме) или только автору (в записной книжке или дневнике)…Одни из первых сообщений, рассчитанные на широкий круг читателей, были выполнены не пером, а резцом. Крупные надписи на памятниках Древнего Рима тщательно размечались. Буквы сначала выводили на камне кистью и лишь затем высекали».

В итоге мы и по сей день имеем и используем античные шрифты, но уже в цифровом виде. Есть даже целый класс наборных шрифтов «антиква». Все они имеют засечки и могли бы отпугнуть пользователя в эпоху Ренессанса да и в нынешнюю тоже.

Эмоции​

Эрик Шпикерманн пишет о том, что шрифты способны передавать эмоции. «Всмотритесь в букву, и вы разглядите индивидуальность в ее физических свойствах: легкая или массивная, круглая или квадратная, тонкая или приземистая. Буквы могут стоять по стойке смирно, как солдаты, а могут грациозно танцевать в строке. Одни слова не только звучат, но и выглядят приятнее, чем другие», — пишет он. Черт побери, автор этой статьи теперь озадачен вопросом: какой шрифт выбрать на случай татуировки-надписи? А-то посмотришь на тату, а буквы на тебя словно кричат, или красуются на руке какие-то грустные.

В общем, шрифт — это глубоко. В качестве фирменного для бренда нужно выбирать тот, который о вас «расскажет».

Они повсюду​

Знаки, буквенные обозначения, надписи, подписи — они буквально везде. И фишка в том, что для разных ситуаций нужно использовать подходящий шрифт, тот самый, какой-то особенный.

Например, в книге Эрик Шпикерманн показывает как выглядит текст на зеленой вывеске в аэропорту в нескольких вариантах: когда выбран шрифт пожирнее, потоньше или дополнен задней подсветкой. Грубо говоря, если вы собираетесь разместить какое-то «послание» для людей: в наружней рекламе, на своем логотипе или еще где, учитывайте, что фирменный шрифт будет смотреться по-разному в зависимости от фона и еще кучи других нюансов, о которых известный типограф рассказывает в своей книге.

Рекламный секрет​

Кроме информации о шрифтах на страницах книги можно найти и разные маркетинговые фишки. Например, Эрик делится тем, что рекламное объявление должно включать не более восьми элементов, среди которых: заголовок, картинка под ним, подзаголовок, основной текст, лого, адрес и контакты (телефон, электронная почта). «Не более восьми элементов! Человеческий мозг не способен воспринимать более восьми элементов одновременно, и как только это количество увеличивается, внимание начинает рассеиваться. Выдержанное, концептуальное объявление бросается в глаза за счет строгой типографики. Никаких экспериментов — берите классический, испытанный шрифт, делайте привычный макет, и адресат прочтет ваше сообщение», — поясняет он.

Зачем читать эту книгу​

Книга «О шрифте» была издана в 2017 году и считается настольной книгой для графических дизайнеров, хотя многие факты из нее для профессионалов будут очевидными. Читать ее можно, чтобы познакомиться с автором, с миром типографики и просто для расширения кругозора.

Чтобы рассказать о шрифтах доступно Эрик Шпикерманн предлагает простые авторские классификации и дополняет их визуальными примерами. Вообще, читать или даже просто листать эту книгу — одно удовольствие. Рассматривая иллюстрации и текст, написанный разными шрифтами, можно потренировать насмотренность и сформировать типографический вкус.

 
Сверху