Restricted Boltzmann Machine — физика для рекомендательных систем

Kate

Administrator
Команда форума
Сегодня хочу предложить рассмотреть RBM модель для системы рекомендаций. Я думаю многие слышали о данном подходе для нейронных сетей, но именно в контексте рекомендательных систем информации на русском языке мало, хотя подход очень популярен. Здесь я сконцентрируюсь на математике, в свою очередь подсмотреть реализацию вы можете в репозитории recommenders Microsoft (https://github.com/microsoft/recommenders).

RBM — это модель генеративной нейронной сети, которая обычно используется для обучения без учителя. Основная задача RBM – изучить совместное распределение вероятностей
P(\upsilon,\ h)
, где
\upsilon
– видимые единицы, а
h
– скрытые. Скрытые единицы представляют собой скрытые переменные, в то время как видимые единицы ограничены входными данными. Как только совместное распределение изучено, путем выборки из него создаются новые примеры.

Модель генерирует рейтинги для пары пользователь-объект, используя подход, основанный на совместной фильтрации. В то время как методы матричной факторизации изучают, как воспроизвести экземпляр матрицы сходства пользователей-объектов, RBM изучает лежащее в основе распределение вероятностей. Это дает несколько преимуществ:

  • Обобщаемость: модель хорошо обобщается на новые примеры, если они не сильно различаются по вероятности;
  • Стабильность во времени: если задача рекомендаций стационарна во времени, модель не нужно часто обучать, чтобы приспособиться к новым рейтингам / пользователям.
Стоит отметить, что данная модель – это неориентированная графическая модель, первоначально разработанная для изучения статистической механики илифизики магнитных систем. Статистическая механика обеспечивает вероятностное описание сложных систем, состоящих из огромного числа компонентов (обычно ∼1023). Вместо того, чтобы смотреть на конкретный экземпляр системы, цель статической механики описать их типичное поведение. Этот подход оказался успешным для описания газов, жидкостей, сложных материалов например,полупроводников и даже знаменитого бозона Хиггса! Разработанный для обработки и организации больших объемов данных, алгоритм идеально подходит в современных алгоритмах обучения. В контексте рекомендательных систем идея состоит в том, чтобы изучить типичное поведение пользователя, а не конкретные примеры.

Основной величиной каждой модели статической механики является распределение Больцмана – это можно рассматривать как наименее смещенное распределение вероятностей на данном вероятностном пространстве
\Sigma
и может быть получено с использованием принципа максимальной энтропии на пространстве распределений над
\Sigma
. Его типичная форма:

P=1/Ze^{(-\beta H)}

где,
Z
– нормировочная константа, известная как статистическая сумма,
\beta
– параметр шума с единицами обратной энергии;
H
– гамильтониан или функция энергии системы.

По этой причине этот класс моделей в информатике также известен как энергетический. В физике
\beta
— это обратная температура системы в единицах постоянной Больцмана, но здесь мы фактически изменим масштаб внутри
H
, так что теперь это натуральное число.
H
описывает поведение двух наборов стохастических векторов, обычно называемых
v_i
и
h_j
Первые составляют вход и выход алгоритма, а скрытые единицы — это скрытые факторы, которые мы хотим изучить. Эта структура приводит к следующей топологии нейронной сети:

Топология нейронной сети RBM
Топология нейронной сети RBM
Теперь ближе к алгоритму. Входные данные выборки, которая используется разработчиком, состоят из оценок от 1 до 5. Таким образом, мы будем рассматривать дискретное конфигурационное пространство
m
видимых переменных, каждая из которых принимает значения в конечном множестве
\chi_v= {\ \{1,2,3,4,5} \}
. Глобальная конфигурация системы определяется следующим образом:
v = {\ \{v_1,\ v_2,\ \ldots,\ v_m} \} \in\chi_v^m
и назначается 0 для объекта без рейтинга. В добавок также указываются скрытые блоки, которые мы принимаем в качестве случайных двоичных величин
\chi_h={\{0,1}\}
, обозначающих, активен конкретный блок или нет, и
h\ =\left\{h_1,\ h_2,\ \ldots,\ h_n\right\}\ \in\chi_h^n
. Скрытые блоки могут описывать скрытые атрибуты объекта, дляфильмов−жанр,длястатей−областьисследованияит.д.. Минимальная модель такой системы определяется следующим гамильтонианом:

H=-\sum_{i,j\ \in\ G}{v_iw_{ij}h_j-\sum_{i=1}^{m}{v_ia_i-\sum_{j=1}^{n}{h_ib_i}}}

Первый член — это «термин взаимодействия», фиксирующий корреляции между видимыми и скрытыми единицами, в то время как два других члена являются «потенциальными терминами», принимая во внимание предвзятость единиц. Корреляционная матрица
w_{ij}
и два смещения
a_i
и
b_i
являются параметрами обучения, которые должны быть зафиксированы путем минимизации правильно определенной функции стоимости. При этом нельзя напрямую минимизировать функцию ошибок между прогнозируемыми и оригинальными данными. Как и в любой задаче статической механики, правильной величиной, которую нужно минимизировать, является свободная энергия (при этом в нашем случае
\beta=1
).

F=\ -\log{Z}=-log\sum_{v_i,\ \ h_i}{P(v,h)}

На языке теории вероятностей указанная выше величина
F
является кумулянтной производящей функцией. Одним из способов оценки свободной энергии является использование алгоритма выборки Монте-Карло с цепью Маркова, но здесь мы будем использовать вместо этого приближенный метод, называемый контрастной дивергенцией, основанный на выборке Гиббса. Его преимущество, в том, что он быстрее Монте-Карло. Как только кандидат
F
был найден, мы фиксируем параметры обучения, минимизируя
F
.

Рассмотрим модель более подробно. Вместо выборки непосредственно из совместного распределения вероятностей можно оценить условные распределения:

P(v,h)=P(v|h)P(h)=P(h|v)P(v)

где второе равенство следует из того, что модель неориентирована или физически находится в равновесии. Выборка Гиббса по существу состоит из двух этапов, называемых положительной и отрицательной фазами.

Позитивная фаза начинается с фиксации видимых блоков в данных и определении
P\left(h_j=1\ |\ v\right)
, то есть определение вероятности того, что j-й скрытый блок активен для всего входного вектора. На практике производящую функцию удобно оценивать как:

Z[v, b]=\prod_{j}\sum_{h_j=0,1}{e^{h_j(\sum_{i}{w_{ij}v_i\ +\ b_j})}=\prod_{j}{(1\ +\ e^{\sum_{i}{w_{ij}v_i\ +\ b_j}})}}

Взяв градиенты по смещению, получим:

\frac{\partial}{\partial b_j}\log{Z[v,b]}=\frac{1}{1+e^{-(\sum_{i}{w_{ij}v_i\ +\ b_j})}}=\sigma(\phi_j(v,b))

где
\phi_j\left(v,\ b\right)=\sum_{i}{w_{ij}v_i}+b_j
, и логистическая функция идентифицируется как
\sigma\left(\bullet\right)\equiv P\left(h_j=1\ |\ v,b\right).
Собственно
\sigma
используется, чтобы выбрать значение
h_j
.

В свою очередь негативная фаза включает использование выборочного значения скрытых единиц, чтобы определить
P\left(v_i=q\ |\ h\right),
, где
q = 1, ..., 5
. Это дается полиномиальным выражением:

P(v_i=q\ |\ h,a)=\prod_{v_i=1}^{q}e^{v_i(\sum_{i}{w_{ij}h_j\ +\ a_i})/Z_q}

где
Z_q
– статистическая сумма, вычисленная по результатам
q
. Далее, выбираются значения
v_i
из приведенного выше распределения. Разумеется, что эти новые
 v_i
не обязательно являются теми, которые мы использовали в качестве входных данных, по крайней мере, не в начале обучения. Вышеупомянутые шаги повторяются 𝑘 раз, причем 𝑘 обычно увеличивается во время тренировки в соответствии с заданным значением.

В конце каждой k-шаговой выборки Гиббса расчитывается разница между начальной свободной энергией при 𝑘 = 1 и заданном v и энергией после k-шагов и обновляются параметры обучения
w_{ij}
,
b_i
,
a_i
, путем дифференцирования
∆F
.

∆F=F_0-F_k

Этот процесс повторяется для каждой обучающей эпохи, до тех пор, пока
∆F=0
, то есть изученное распределение точно воспроизводит эмпирическое. В этом смысле
v_i
служит как входом, так и выходом модели. Поскольку
w_{ij}
содержит информацию о том, как соотносятся оценки пользователей, мы можем использовать эту информацию для создания рейтингов для неоцененных объектов путем выборки из изученного предельного распределения:

v_i=\sum_{v_i}{P(v)}

На этом вообщем-то и все! Как упоминалось выше, реализацию можно посмотреть у Microsoft. Она достаточно хорошо задокументирована и предоставляет простые примеры с использованием RBM.

Исследуйте и развивайтесь!

 
Сверху